Урок 2. Чудесный Младенец
“А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Посему Он должен был во всем уподобиться братьям...” (Евр. 2:14, 17).
Перенесемся мысленно в то время, когда наш Господь жил на земле. Чтобы понять тайну Его святой жизни, будем следовать за Ним повсюду, начиная от Вифлеема и кончая Голгофой, где Он умер на кресте как Спаситель всего человечества, и затем станем свидетелями Его Воскресения. Начав это путешествие, вы не захотите остановиться, пока не пройдете весь путь.
I. Исторические заметки
1. Как тщательно надо изучать жизнь Иисуса? «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук. 1:1–4). В Евангелии от Луки весьма широко представлена историческая обстановка, в которой родился и жил Иисус «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лук. 2:1–5). Иисус был реальной исторической личностью.
2. Известна ли нам дата рождения Христа? В то время, когда Христос родился, никто в мире не предполагал, что Его рождение является таким важным событием. Поэтому никто не записал год, месяц и число Его рождения. Только 500 лет спустя люди пришли к заключению, что христианам следует начинать свое летоисчисление от Рождества Христова. Но через 500 лет было невозможно установить точный год Его рождения. Когда в 532 году после рождения Христа вводилось новое летоисчисление, за год рождения Иисуса приняли год смерти царя Ирода. Но со временем было установлено, что смерть Ирода последовала 4 года спустя после рождения Иисуса. Отсюда разница в наших исчисленьях. Месяц и число до сих пор не удалось установить.
3. А откуда взят принятый теперь день рождения? Праздник Рождества Христова установлен около 375 г. по Р. Х. “На выбор дня Его чествования весьма важное влияние оказало то обстоятельство, что весь античный мир привык праздновать 25 декабря как день бога солнца. Отсюда языческому торжеству надо было противопоставить христианский праздник, посвященный рождению истинного Солнца мира, Спасителя человечества”. (Функ «История христианской церкви», стр.173). Но это противоречивое и не библейское установление, и, следовательно, не имеет веса и основания.
II. Некоторые подробности, связанные с рождением Христа
4. Где родился Иисус? «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных…» (Михея 5:2); «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят…» (Матф. 2:1). Во время рождения Иисуса Палестиной правил нечестивый и жестокий царь Ирод. Он происходил из идумейской семьи (из потомков Исава), из которой вышли все правители Палестины, управлявшие страной в последние 50 лет до Р. Х. и в течение первого века нашей эры.
5. Какие еще пророчества предсказывали о Мессии? «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. 9:25). Пророк Даниил предсказал время, когда Он начнет Свою общественную деятельность. Но самое первое пророчество о Христе можно найти еще в описании рая «…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Христос был обещанным “семенем жены”. Сатана жалил Его в пяту, пригвоздив к кресту, но смерть не имела над Ним власти, и могила не могла удержать Его. Последняя часть этого пророчества исполнится, когда сатана, пораженный в голову, будет уничтожен в озере огненном.
6. Кто были родители Иисуса? «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Её…» (Матф. 1:18,19). Иосиф, плотник из Назарета, был праведным человеком. Когда он узнал, что Мария станет матерью еще до официального оформления брака, он был готов расторгнуть обручение. “Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Матф. 1:20,21). Как Иосиф, так и Мария происходили из рода Давида. В Матф. 1:1–17 дана родословная Иосифа, а в Лук. 3:23–38 – родословная Марии. Здесь вместо имени Марии встречаем имя Иосифа. Исследователи Писания нашли, что Илий, упомянутый в Лук. 3:23, был отцом не Иосифа, а Марии. Следовательно, и Мария, и Иосиф происходили из царского рода Давидова, но при рождении Христа Ему не оказали царских почестей.
7. В чём заключается великая радость всем людям? «…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лук. 2:7–12). Приход пастухов на поклонение Младенцу ободрил Марию и Иосифа. Когда они услышали, что пастухи были посланы в Вифлеем ангелами, они поняли, какую великую ответственность возложил на них Бог.
8. Кто после пастухов первым поклонился Христу? «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. 2:1–2). Мудрецы расспрашивали о месте рождения нового царя Иудейского. Но ни священники, ни старейшины в Иерусалиме не знали об этом событии. Царь Ирод собрал священников и потребовал, чтобы они объяснили, где должен родиться Христос. “Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка…” (Матф. 2:5, 9–12). Эти мудрецы, очевидно, изучали Писания древних пророков и знали, что Искупитель человечества должен родиться в Израиле «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числа 24:17). Увидев загадочную звезду, которая появилась на ночном небе, они задались вопросом, не означает ли она, что во тьме грехов воссиял великий Свет, который озарит сердца людей. Они пошли за движущейся звездой. Когда они нашли Младенца Иисуса, они положили к Его ногам ценные подарки. Бог предупредил волхвов не докладывать Ироду о том, что они нашли Младенца, так как Ирод имел злой умысел убить Его. Поэтому они возвратились на родину другой дорогой. А дары, принесенные волхвами, вскоре пригодились во время бегства в Египет.
9. Как Бог предупредил Иосифа о злом замысле Ирода? «Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Матф. 2:13). Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Не дождавшись их он послал воинов в Вифлеем и велел убить всех младенцев мужского пола “…от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов” (Матф. 2:16,17). Избиение младенцев предсказал пророк Иеремия «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (31:15). Ирод был уверен, что Младенец Иисус, которого он считал своим соперником, будет уничтожен при этом массовом убийстве. Но ангел Господень предупредил Иосифа об угрожающей опасности.
10. Как приветствовал Иисуса старец Симеон? «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2:22–32). Согласно иудейскому обычаю, обряд посвящения был совершен на сороковой день после рождения Иисуса. При этом Мария принесла в жертву очень скромный дар - двух горлиц, из чего священник сделал вывод о скромном, бедном положении Иосифа и Марии. Во время обряда в храме присутствовали пророчица Анна и старец Симеон. Они были специально посланы сюда Богом, чтобы сказать священникам и народу, что этот святой Младенец — обещанный Спаситель мира. Симеон открыто заявил в храме: “…ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и во славу народа Твоего Израиля”.
11. Как через Иисуса открылись помышления сердец? «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лук. 2:33-35). “Сердца всех, от самого Творца до князя тьмы, раскрываются в свете жизни Спасителя... От самого рождения и до Голгофского креста жизнь Иисуса была призывом к самоотречению. Она выявила и цели людей. Иисус принес небесную истину и все, кто прислушивался к голосу Духа Святого, пришел к Нему. Те же, кто поклонялись самим себе, принадлежали царству сатаны. Своим отношением к Христу люди показывают, на чьей они стороне” (“Желание веков”, с. 57-58).
III. Великое значение Рождества Христова для нас
12. Для чего пришел Христос в мир? «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:14–17). Христос стал человеком, чтобы испытать на Себе все человеческие искушения. Воплотившись, Он мог сочувствовать людям в испытаниях. Иисус как Сын Человеческий может сострадать всем израненным и истерзанным в жизненной борьбе.
13. В каком свете Христос представил Бога? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Во время земной жизни Христа многие люди боялись Бога, считая Его жестоким и суровым деспотом. Иисус пришел, чтобы устранить это неправильное понимание и показать, что “…Бог есть любовь” (1Иоанна 4:8). В повествовании о чудесном Младенце вифлеемском нам открывается “…бездна богатства и премудрости и ведения Божия” (Рим. 11:33). Мы узнаем, что грешный человек, далеко ушедший от Бога и Его любви, может вернуться к Богу и примириться с Ним. Эту любовь к людям Иисус Христос наглядно показал Своей жизнью.
14. Родился ли Христос в нашем сердце? «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). Несколько лет назад один безбожник поднял на смех простого необразованного человека, лишь недавно обратившегося к Христу. Он спросил его: “Что ты вообще знаешь о Христе?” “Я знаю очень мало”, — скромно ответил тот. “Когда родился Христос?”, – снова спросил неверующий. На этот вопрос новообращенный не дал ответ. “Сколько лет было Христу, когда Он умер?” – продолжал спрашивать насмешник. Ответ был неправильным. Неверующий задал еще много вопросов, на которые не получил ответа. Тогда он с презрением сказал: “Вот видишь, ты ничего не знаешь об Иисусе, а воображаешь, что веришь в Него”. На это христианин ответил: “ Правда, я знаю очень мало. Но одно я хорошо знаю: три года тому назад я был отъявленным пьяницей и хулиганом, моя жена была несчастнейшей из женщин, мои дети боялись меня, как дикого зверя. А теперь я имею счастливую семью. Когда я после трудового дня возвращаюсь домой, жена и дети с радостью меня встречают. Это сделал для меня Христос. Это я хорошо знаю”.
Заключение
Повесть о Рождестве Христовом – чудная повесть. Она ставит нас лицом к лицу с нашим Спасителем. Но в этом уроке мы только начали изучать Его великую любовь.
Контрольные вопросы
Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:
1. Иисус был реальной исторической личностью.
2. Точная дата рождения Иисуса была установлена только через 500 лет после этого события.
3. Самое первое пророчество о Христе можно найти еще в описании грехопадения (Быт. 3:15).
4. Царь Ирод оказал царские почести новорожденному Иисусу.
5. Когда волхвы нашли Младенца Иисуса, они положили к Его ногам ценные подарки.
6. Избиение младенцев предсказал пророк Даниил.
7. Обряд посвящения был совершен на восьмой день после рождения Иисуса.
8. Все, кто прислушивался к голосу Духа Святого, пришли к Иисусу. Те, кто поклоняется самим себе, принадлежат царству сатаны.
9. Иисус как Сын Человеческий может сострадать всем израненным и истерзанным в жизненной борьбе.
10. Бог есть любовь.
11. Грешный человек, далеко ушедший от Бога и Его любви, может вернуться к Богу и примириться с Ним.
|