Урок 7. Призвание двенадцати апостолов
“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Иоанна 15:13—15).
В этом уроке мы не только встречаем Иоанна Крестителя, но также знакомимся с учениками Иисуса и Его ближайшими друзьями.
Ближе всего к Иисусу были двенадцать учеников, которых он призвал, чтобы совместно служить человечеству. Самоотверженная жизнь этих людей, описанная на страницах Святой Книги, всегда наполняет наши сердца благоговением.
Возвратимся к тому месту, где мы оставили Иисуса в прошлом уроке. После искушения в пустыне Он пошел к Иордану, где проповедовал Иоанн Креститель. В это время туда прибыла делегация от синедриона, верховного иудейского суда.
Синедрион, состоявший из 70 старейшин, послал священников и левитов, чтобы подробнее разузнать о деятельности Иоанна и спросить о его полномочиях в этом деле.
I. Важная миссия Иоанна Крестителя
1. Какие вопросы задавали Иоанну посланные от синедриона? (Иоанна 1:19—22).
Разница между проповедником пустыни и пришедшими из города учителями очевидна. Иоанн был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти великие же люди из Иерусалима в богатые одежды. Иоанн не имел от синедриона официального разрешения проповедовать, и его независимость задевала их самолюбие. Кроме того, в душу их закралось беспокойство— а вдруг окажется, что Иоанн действительно пророк, посланный Богом? Как быть тогда?
2. Какое обоснование своей миссии представил Иоанн? (Иоанна 1:23—25).
Иоанн определенно заявил, что Он не Христос, и назвал себя голосом, который должен возвестить о пришествии Спасителя. Тогда священники обвинили Иоанна в том, что он не имеет права крестить: “И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?” Говоря о “пророке”, иудеи имели в виду Моисея, ибо верили, что он будет воскрешен и взят на небо. Они не знали, что он уже был воскрешен и находился на небе (Иуд. 9; Матф. 17:1—3). Они также верили, что перед приходом Спасителя должен опять явиться пророк Илия, взятый Богом живым на небо.
3. Каким именем Иисус назвал Иоанна Крестителя? “И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матф. 11:14).
4. Как Иоанн представил своим собеседникам Иисуса? “…я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его” (Иоанна 1:26—27).
Христос стоял среди них. Ни учителя, ни народ не знали Его. Здесь и представился случай расспросить Иоанна подробнее о Христе, но они не проявили к этому никакого интереса.
5. Какими словами Иоанн представил Христа народу? “…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня” (Иоанна 1:29, 30).
6. Чьими учениками были большинство из апостолов Иисуса?
Они были учениками Иоанна Крестителя.
II. Призвание двенадцати апостолов
7. Кто были первые призванные Христом на служение? (Иоанна 1:40—42).
Вероятно, Петр уже раньше слышал о Христе и искал случая увидеть Его. Когда Андрей сказал, что они нашли Мессию, Петр охотно пошел с ним к Иисусу. Из этих двух братьев Петр был избран Богом для большего дела, чем его брат. Андрей же был орудием в руке Божьей, чтобы привести Петра к Иисусу. Как хорошо было бы, если бы все, принявшие Христа, приводили к Нему своих родственников! Может быть, и вы приведете кого-нибудь ко Христу, предложив заниматься на этом заочном курсе, повествующем о жизни Христа.
8. Кто были следующие два ученика? (Иоанна 1:43—45).
Мы не находим имени Нафанаила среди двенадцати апостолов в Евангелии от Марка (3:13—19) и Луки (6:12—16). В этих текстах рядом с Филиппом назван Варфоломей. Предполагают, что Нафанаил и Варфоломей — одно и то же лицо. Нафанаил молился под смоковницей, прося Бога открыть ему истину. Нашед Христа, он тот час же принял Его как Спасителя мира.
9. Когда Христос вторично призвал учеников на постоянное служение? (Марк. 1:14—20).
Первые призванные Христом ученики проводили все свое время с Ним. Он начал работу один и только впоследствии предложил ученикам оставить прежние занятия и целиком посвятить свое время служению ближним. Иисус обещал этим рыбакам сделать их “….ловцами человеков”. Он исполнил это обещание Его ученики сделались способными учителями и проповедниками истины. Благодаря их деятельности весь известный тогда мир узнал о Христе и Его учении.
10. В чём заключалась проблема в призвании мытаря Матфея? (Лук. 5:27–28).
Матфей-Левий был сборщиком податей, т. е. чиновником на римской службе. Его соотечественники-иудеи ненавидели таких людей за то, что они служили завоевателям, и не общались с ними. Но Иисус не остановился перед этим и призвал Матфея. Чтобы установить царство правды в сердцах людей, необходимо было разрушить преграды, созданные иудеями в обществе, и уничтожить предрассудки и предубеждения, из-за которых некоторые классы людей не допускались к Богу и ко спасению.
Иисус на примере показал, что каждый, верующий в Него как в Сына Божия и готовый следовать за Ним, может быть Его учеником и другом независимо от общественного положения. Он призвал Матфея, презираемого всеми мытаря, в число Своих учеников, ближайших последователей и друзей; и Матфей был глубоко тронут любовью Спасителя.
11. Как отреагировали фарисеи на общение Христа с мытарями и грешниками? (Лук. 5:30–32).
Мытари чувствовали, что Иисус, избрав одного из них в число Своих учеников, оказал им большую честь. Они очень заинтересовались учением Христа. Но вожди фарисейской секты критиковали Иисуса. Иисус отразил их нападки их собственным оружием: если мытари страдают ужасной болезнью греха, то Он, как Врач души, как раз и пришел, чтобы помочь таким людям – духовно больным. Но тем, кто не чувствовал нужды во Враче, Он не мог помочь.
12. Почему Христос принял в число апостолов Иуду? (Иоанна 6:64).
“И, тем не менее, Христос не лишил его призыва благодати и дара любви. Видя опасность, угрожающую Иуде, Спаситель ближе привлек его к Себе, ввел его в тесный круг Своих избранных учеников... Что касается Иуды, то работа любви Христа оказалась тщетной” (Воспитание, стр. 92—93).
13. Какова была цель избрания двенадцати апостолов? (Марк. 3:13—19).
Они были призваны Иисусом, чтобы стать руководителями Его церкви. Это был первый шаг в организации христианской церкви.
III. Великая миссия двенадцати
14. Как велика была миссия двенадцати?
Они были призваны на самое высокое служение, доступное человеку (Матф. 19:27, 28), и имели преимущество общаться с Сыном Божиим и сотрудничать с Ним в спасении погибающих (Иоанна 17:1—9).
Как двенадцать патриархов были представителями Израиля, так апостолы вместе со Христом являются основанием христианской церкви (Ефес. 2:19—22).
Восемь книг Нового Завета написаны учениками из числа 12-ти, а именно: Евангелия от Матфея и Иоанна, два послания Петра, три послания и Откровение Иоанна.
Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они возглавляли самое большое миссионерское движение.
Почти все ученики, кроме Иоанна, умерли мученической смертью. Они являются примером для служителей церкви всех веков.
15. Как изменился характер учеников под влиянием Иисуса? «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». (Деяние 4-13).
16. Каково наше отношение к миссии двенадцати апостолов?
“Как Христос послал своих учеников, так Он сегодня посылает членов Своей церкви. Долг каждого христианина заключается не только в том, чтобы ожидать пришествия Спасителя, но чтобы ускорить его” (“Деяния апостолов”, стр. 360, 361).
Заключение
Каждый желающий учиться от Христа может стать Его учеником и соработником.
Контрольные вопросы
Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:
1. Синедрион состоял из семидесяти старейшин.
2. Иоанн имел от синедриона разрешение проповедовать.
3. Иисус назвал Иоанна Крестителя Илией.
4. Большинство учеников Иисуса были учениками Иоанна Крестителя.
5. Из двух братьев Петр был избран Богом для большего служения , чем его брат Андрей.
6. Предполагается, что Нафанаил и Варфоломей – одно и тоже лицо.
7. Иудеи уважали сборщиков податей, потому что они были чиновниками римской власти.
8. Мытари чувствовали, что Иисус, избрав Матфея Своим учеником, оказал им большую честь.
9. Избрание 12 апостолов явилось первым шагом в организации Христианской Церкви.
10. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым апостолы возглавляли самое большое миссионерское движение.
11. Каждый желающий учиться от Христа может стать Его учеником и соработником.
|