Урок 10. Нагорная проповедь Христа
“Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне” (Лук. 6:47—48).
На берегу Галилейского моря собралась большая толпа народа. Христос взошел на гору, откуда все могли хорошо видеть и слышать Его. Здесь Иисус произнес свою замечательную Нагорную проповедь. В ней Он провозгласил основы и законы Своего Царствия.
В начале Своей речи, в заповедях блаженства, Христос показал, что Его Царство начинается в сердцах людей. Затем под влиянием Его благодати сердце человека превращается в святой храм Божий. В заключение Он сказал, что духовный дом нашей веры может устоять только при условии послушания всему учению Христа, так как Священное Писание является единственным основанием веры.
I. Заповеди блаженства
1. Кто такие “…нищие духом…”? (Матф. 5:3).
“Блаженны” означает “счастливы”. Христос пришел в мир, чтобы сделать людей счастливыми. Но Он может сделать счастливыми только тех, кто осознает свою духовную нищету и нужду в помощи Божьей. Только сокрушенных и смиренных духом Он сделает счастливыми и признает гражданами Своего Царства”.
2. О каких плачущих говорит Христос? (Матф. 5:4).
Господь благословляет и утешает не только тех, кто плачет и сокрушается о сделанных грехах, но также и всех, потерявших близких и дорогих сердцу. Он обещает через пророка Иеремию: “…изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13).
3. Как высоко ценятся кроткие? (Матф. 5:5).
Здесь Спаситель обещает блаженство людям, которые не гордятся, не выходят из терпения, не обижаются, когда с ними обращаются несправедливо или жестоко. Кто терпеливо все переносит, надеется на справедливость Божию и вполне полагается на Него, тот однажды получит в наследие землю, обновленную и очищенную от всего греховного (Откр. 21:22).
4. Жаждем ли мы правды и праведности? (Матф. 5:6).
Кто желает жить по правде Божьей и открывает Христу свое сердце, тот найдет удовлетворение своих желаний и довольство в жизни. В жизни алчущих и жаждущих душ появится правда Божия; они будут жить праведной жизнью.
5. Кто будет помилован? (Матф. 5:7).
Господь — “…человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…” (Исх. 34:6) — желает, чтобы Его последователи уподобились Ему по характеру и оказывали милость и снисхождение другим, подобно тому, как Бог оказал им милость и простил их грехи.
6. Кто сможет увидеть Бога? (Матф. 5:8).
Кто желает увидеть Бога лицом к лицу, тот должен совершенно освободиться от всяких нечистых мыслей, слов, действий и желаний. Только Бог может помочь человеку избавиться от греховных привычек.
7. В чем заключается миссия миротворцев? (Матф. 5:9).
Мы высоко ценим мир, желаем мира, говорим о мире, но в то же время замечаем, что вокруг нас и в нашем собственном сердце мира нет. Каким образом можно получить мир и как стать миротворцами? Прежде чем совершать миротворческую миссию, необходимо принять Христа как Князя мира и соблюдать заповеди Божии: “…и нарекут имя Ему: …Князь мира” (Ис. 9:6).
“О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река и правда твоя — как волны морские” (Ис. 48:18).
8. В чем суть заключительной заповеди блаженства? (Матф. 5:10).
Иисус учит, что лучше терпеть несправедливые обвинения и гонения, чем отступать от принципов истины. При этом следует радоваться, а не жаловаться на свою тяжелую долю.
В заповедях блаженства Христос показывает, на каких условиях можно получить счастье в этой жизни и полное блаженство в будущей.
9. Чему уподобляет Христос принявших заповеди блаженства? (Матф. 5:13—16).
Христианство подобно свету в темноте. Оно подобно соли, которая придает вкус пище и сохраняет ее от порчи. Истинная религия не состоит из формального исповедания веры или правил и обрядов. Истинная религия — это живой двигатель, это сама жизнь.
II. Учение Спасителя о законе
10. Пришел ли Христос отменить хоть одну заповедь Закона Божьего (Исх.20:2-17) -
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Матф. 5:17, 18).
Иисус пришел в мир, чтобы показать, что закон Божий касается всех сторон жизни человека. Своей жизнью Он показал пример послушания закону Божьему.
Закон показывает человеку его ошибки, его грехи подобно тому, как зеркало показывает недостатки нашей внешности.
Дух Божий обличает человека, и он начинает чувствовать себя виновным перед Богом.
Закон не может спасти от грехов. Спасает только Христос. Но, спасая грешника от грехов, Христос не уничтожает закона.
Христос говорит: “…скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет” (Лук. 16:17).
11. Какие заповеди морального закона в качестве примера возвышает здесь Христос? (Матф. 5:21, 22, 27, 28, 33, 34).
Иисус перечисляет здесь одну заповедь за другой и объясняет глубину их священных требований. Он показывает, что требования Божии не ограничиваются лишь формальным послушанием заповедям.
Греховная мысль и похотливый взгляд также греховны, как и греховный поступок. Прелюбодеяние или убийство сперва возникают в мыслях человека. Преступное действие является результатом преступных мыслей.
Все слабости человеческие можно преодолеть силою Христа. Бог Духом Своим действует в нас и хранит нас от падения (Иуд. 24).
Иисус жил непорочной жизнью в человеческом теле и ожидает этого от нас (2 Кор. 6:16).
III. Практическая религия
12. Какой совет Христос дал по поводу пожертвований, поста и молитвы?
(Матф. 6:1, 5—6).
Не следует ничего делать лишь для того, чтобы удовлетворить свою гордость или заслужить похвалу от окружающих. Не думайте, что добрыми делами можно заслужить благоволение Божие. Нет, мы спасаемся Его милостью, Его благодатью.
Молясь, не старайтесь заслужить славу набожного человека, но имейте общение с Богом как с Другом.
Поститься тоже не следует так, чтобы все об этом знали с первого взгляда. Такое внешне показное благочестие есть лицемерие.
13. Что надо искать прежде всего?
(Матф. 6:25—34).
Надо искать главное, а о второстепенном позаботится Сам Бог. Он обещал нам помощь на каждый день.
14. Почему опасно судить других?
(Матф. 7:1—2).
Мы не знаем всего о нашем ближнем и уже поэтому можем быть неправыми в своём суждении. Чтобы не оказаться несправедливыми к другим, лучше предоставить Богу судить о делах и побуждениях людей.
15. Какое наставление дано о молитве?
(Матф. 7:7).
Для того, чтобы на молитву последовал ответ, необходимо молиться с верой (Марк. 11:23, 24);
во имя Христа (Иоанна 14:13—14);
соблюдать все десять заповедей морального закона (Прит. 28:9; Пс. 65:18);
надо молиться по воле Божией (1 Иоанна 5:14—15),
имея целью благословлять других (Иак. 4:2—3).
16. Какое золотое правило дано для человеческих взаимоотношений?
(Матф. 7:12).
Это самое лучшее правило, когда-либо данное человеку для руководства в жизни. По словам Иисуса, в этом правиле заключается весь закон и пророки. Мы всегда должны входить в положение других и относиться к ним так, как мы желали бы, чтобы относились к нам, если бы мы были на их месте.
Христос Сам жил по этому правилу. В каждом поступке Он показывал пример любезности, доброты и самоотверженности.
17. Кто является основанием веры христианина?
(Матф. 7:24—25; 1Кор.3:11).
Учения и предания людей — слишком ненадежный материал, чтобы строить на них свою жизнь и свою веру. Бури испытаний снесут всякое здание, которое человек по своей самонадеянности строит не на камне — Иисусе Христе (1Кор. 10:4).
Заключение
Все, что Спаситель сказал в этой чудной проповеди, в наши дни так же верно, как и в то время, когда Он поучал народ на вершине горы. Каждый из нас должен задать себе вопрос: строю ли я свою веру на правильном основании? Если вы руководствуетесь словами Христа, вы можете быть уверены, что устоите во всех испытаниях и бурях жизни. Матф. 5:2-16:
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Контрольные вопросы
Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:
1. Нагорная проповедь прозвучала на берегу Галилейского моря.
2. Духовный дом нашей веры может устоять только при условии послушания всему учению Христа.
3. Слово «блаженны» означает «счастливы».
4. Господь высоко ценит кротких людей и обещает им обновленную землю.
5. Только Бог может помочь человеку избавиться от греховных привычек.
6. Лучше терпеть несправедливые обвинения и гонения, чем отступать от принципов истины.
7. Христианство подобно свету в темноте.
8. Чтобы спасти грешников от их грехов, Христос отменил закон (10 Заповедей), которым они осуждены.
9. Иисус жил непорочной жизнью в человеческом теле и ожидает это-го от нас.
10. Чтобы не оказаться несправедливым к другим, лучше предоставить Богу судить о делах и побуждениях людей.
11. Все, что сказал Иисус в этой проповеди, также верно и в наши дни.
12. Желаете ли вы быть «светом» и «солью» в этом мире?
|