Пресвятая Дева Мария родилась в то время,
когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их
восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто
открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не
допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей
принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную
вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе
Матерью.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости.
В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась
Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом
послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа
нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском
городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя
Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как
святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли
надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может
разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство
Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу
для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в
еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким
и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из
праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но
первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия.
Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о
даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме,
горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою
семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги
достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к
высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа
Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы
их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую
будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и
добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом
Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной
Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира
на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало
наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования
Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило
на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и
бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по
благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с
сыновним дерзновением. Джерело: days.pravoslavie.ru/Life/life1479.htm
О двуедином служении
Рождество Богородицы
Почти на все Богородичные праздники на литургии читается
Евангелие, которое на первый взгляд не имеет прямого отношения к Божией
Матери. Читается о том, как Господь однажды был в доме женщины по имени
Марфа, и как сестра ее Мария "села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении". А в конце этого чтения
присоединяется отрывок из другой главы, где упоминается о Божией
Матери, но вроде бы даже и не к славе Ее. Там Господь, по-видимому, не
одобрил восклицание некоей женщины: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и
сосцы, Тебя питавшие"! Но тексты эти глубоко не случайны. В
Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед
человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу
Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том и на другом пути
можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть опасность - считать
свой путь единственным угодным Богу. Причем, увидеть и оценить духовное
не каждому дано, и чаша весов человеческой славы обычно склоняется в
сторону внешнего. Укорила именно Марфа Марию, сказав: "Господи! или
Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить"? И поэтому
Господь укорил именно Марфу: "Ты заботишься и суетишься о многом, а
одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется
от нее". До этого Господь ничего не говорил Марфе, не осуждал ее
трудов. И несомненно, если бы Мария укорила Марфу, дескать, скажи ей,
Господи, пусть все бросит и тоже посидит послушает, - то Господь и ее
укорил бы, мол, ты сидишь, а она трудится...
А Пресвятая Дева Мария сподобилась послужить и Человечеству
Иисуса Христа: носить Его во чреве, питать грудью, одевать, готовить
Ему еду. И Она же с самого начала молитвенно и созерцательно предстояла
пред Его Божеством. А для нашего спасения одинаково необходимы: и
спасающее Божество Господа Иисуса, и Его жертвенное Человечество. И
возражая женщине, возвеличившей только чрево и сосцы, Господь вовсе не
уничижил этого. Он просто уравновесил весы, положив на другую чашу:
"Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его". И то, что сказала
женщина, и то, что сказал Господь, - всецело относится к Пресвятой
Деве, ибо Она с самого начала "сохраняла все слова сии в сердце Своем" ( Лк. 2, 52).
И как Господь подчеркивает не увиденное людьми, точно так же и
Сама Мария, когда пришла к Елизавете и услышала восторженную похвалу
Себе как Божией избраннице, - в ответ воспела хвалу Богу, избравшему
Ее: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе
Моем!.."
И вот сегодня мы празднуем Ее рождение, появление на свет Той,
Которая одна только во всем мире смогла соединить в Себе два великих,
ни для кого более не совместимых служения, Божественное и Человеческое.
Как и Сам Господь Иисус Христос, рожденный Ею, Один только во всем мире
соединил в Себе Бога и Человека. Джерело: www.pues.ru/orthodox/propov/rbm.htm
Зі святом Вас, дорогі земляки, православні християни!
|