Антимонопольный комитет обвинил крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре.
В список нарушителей попали «АТБ-Маркет», «Фуршет», «Ашан», «Фоззи-Фуд», «Фора», «Фудмаркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина», «АС Нильсен Украина».
По мнению Комитета, супермаркеты договорились об антиконкурентных согласованных действиях. В результате в 2010-2011 годах цены на продукты питания выросли на 13,5%. А в розничных сетях Киева некоторые продукты вообще подорожали на 50-70%.
Предварительные выводы расследования комитета уже разосланы компаниям.
«Сейчас мы ждем ответов субъектов хозяйствования о том, какие аргументы они могут противопоставить нашим выводам, – отметил Кузьмин. – Мы проанализируем эти аргументы, а затем будем выносить решение».
По мнению специалистов ведомства, торговые сети нарушили антимонопольное законодательство сразу по двум параметрам. Во-первых, они согласовывали между собой формат работы с поставщиками, что ущемляло интересы последних.
«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг, – подчеркнул партнер юридической фирмы "Integrites” Александр Алексеенко. – К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара».
Во-вторых, в центре картели находится AC «Nielsen», которая выступает коммуникатором сговора. «Вы считаете это нормальным?» – удивляется основной владелец компании «Фуршет» Игорь Баленко.
По словам первого замгенпрокурора Рафаэля Кузьмина, «Nielsen» собирает информацию из торговых сетей, а потом без особой обработки рассылает эти данные по рынку. «Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», – отметил Алексеенко.
По решению АМКУ, каждый ритейлер из «черного списка» будет оштрафован по двум пунктам, причем это обойдется максимум в 20% от оборота за предыдущий год (около 40 млрд грн). В ведомстве также отмечают, что ряд торговых организаций требовал от поставщиков отсрочки платежей и оплату различных дополнительных услуг, которая равна 5-10% от стоимости товара. «Nielsen», в отличие от ритейлеров, финансовые санкции не грозят. Ее обяжут прекратить сбор и распространение антиконкурентной информации.
|