«Ракурс» обратился к народным депутатам с предложением вспомнить наиболее значимые, с их точки зрения, события года для нашей страны
Сергей Каплин, член депутатской фракции политической партии «Блок Петра Порошенко»:
— Прежде всего следует назвать одно из самых главных событий — уничтожение мифа о возможном мессии, который может спасти страну. Например, Надежда Савченко, которая стала большим разочарованием.
Я умышленно в течение года не комментировал ничего, что было бы каким-то образом связано с ней, осознавая, что эта история будет жить полгода. Точка. Эта история свернется очень быстро.
Сергей Каплин
Затем первые, но крупные шаги, связанные с судебной реформой. На нее возлагаем большие надежды.
Третье — выборы в территориальные общины. Их еще недооценили, но произошла существенная децентрализация, которая может закончиться очень серьезной институциональной самостоятельностью регионов. Обычным людям это, к сожалению, ничего не даст. Однако станет первым шагом к «разбивке» страны на крупные кластеры, территории.
Скажу больше: я один из немногих противников децентрализации в стране. Считаю, что государство может спасти очень серьезная и содержательная централизация.
Михаил Папиев, член депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок»:
— Первое. Украина так и не получила безвизовый режим. Три года украинцам обещали, что вот-вот мы его получим, в конечном счете остались ни с чем.
Второе. События 2013–2014 годов касались ассоциации Украины с Европейским Союзом. И я уже задумывался: почему в воскресенье пошла вот эта волна, связанная с «ПриватБанком»? Скорее всего, это попытка «загасить» решение, которое принял Евросоюз, согласившись с Нидерландами в том, что Украина никогда не получит перспективу включения в ЕС, не сможет иметь военной поддержки. Также украинцы не получат трудовых виз и финансовой поддержки от Брюсселя. Сейчас эти решения уже оформляют документально.
Михаил Папиев
То есть фактически три года работы страны в направлении членства в Евросоюзе и обещаний власти людям завершились тем, что внешнеполитический вектор Украина проиграла. Министр иностранных дел уже должен подписать заявление и уйти. Это еще хуже, чем было при Януковиче до подписания Соглашения об ассоциации. Тогда первым требованием мы ставили перспективу обретения Украиной членства в Европейском Союзе.
Бюджетный процесс. Главную смету страны принимали с нарушением регламента. Этот бюджет вводит НДС для фермеров. Таким образом, речь идет об уничтожении села. Если в Украине нет дотаций для села, а в Евросоюзе есть, то возникает вопрос: как нашей стране быть конкурентоспособной в этих условиях? А как быть предпринимателям, которые выживали вопреки действиям государства? Сегодня им говорят: платите наемным работникам 3200 грн. У них нет денег, и как следствие эти предприниматели увольняют сотрудников.
Когда правительство принимает такие решения, оно же должно делать какие-то экономические расчеты. Тогда почему не делает? Кроме того, даже мы не принимали решения, которые до этого не обрабатывали с институтами гражданского общества (с представителями фермеров, предпринимателей и другими). То есть правительство сейчас вообще не интересует мнение общества по тем действиям, которые они делают. То же касается и стипендий для студентов.
Оставляют налогообложение пенсий работающих пенсионеров — это позор.
Когда правительство живет одним днем, и то — вчерашним, о каком будущем может идти речь?
Сергей Тарута, внефракционный депутат:
Сергей Тарута
— Во-первых — правительство Яценюка ушло в отставку, во-вторых — наши паралимпийцы получили 117 медалей, и наконец — была консолидация вокруг коррупционных действий Гонтаревой и ее окружения. Апофеозом деятельности Гонтаревой стало то, что она вместе с Порошенко сделали с «ПриватБанком». Это выльется в то, что у каждого украинца — и старого и малого — вынут из кармана 4 тыс. грн для того, чтобы закрыть аферу с «ПриватБанком». Вместо того чтобы такие деньги вливать в экономику и создавать новые рабочие места, мы сейчас прикрываем коррупционную схему и не знаем никаких деталей. Говорят, они договорились. Вот только народ держат за баранов. И сегодня ничего никому не рассказывают. Неизвестно, на какие средства будет проходить национализация, кто за это будет рассчитываться, какие активы привлекли и т. д. Это ужасно.
Отставка Яценюка — положительный момент прежде всего потому, что его правительство полностью дискредитировало себя. К нему не было доверия. Более того, мы понимали: он не способен хотя бы на какие-то позитивные шаги и окружен друзьями-коррупционерами и олигархами, поэтому замена Яценюка на Гройсмана — это положительный момент.
Олег Барна, член депутатской фракции политической партии «Блок Петра Порошенко»:
Олег Барна
— Стоит выделить реформирование право-охранительной и судебной систем и, конечно же, децен-трализацию. Что касается стабилизации финансовой системы, то прежде всего речь идет о национализации «ПриватБанка». Второй момент в борьбе с коррупцией — электронное декларирование. Если говорить о ситуации на Востоке, то это переосмысление сути происходящего, создание боеспособных Вооруженных сил Украины и их надлежащее обеспечение, восстановление системы противовоздушной обороны и т. п.
Украина постепенно улучшает свои позиции в различных рейтингах. Об этом свидетельствует возвращение в страну инвесторов. Например, у меня в округе построен завод на средства японцев, который производит запчасти к немецким автомобилям.
Поэтому, по моему убеждению, мы уже прошли «дно» и теперь страна начинает развиваться. Об этом свидетельствует и увеличение ВВП. Это вселяет надежду на будущее.
Леонид Емец, член депутатской фракции политической партии «Народный фронт»:
Леонид Емец
— Прежде всего это изменения в Конституцию в части судопроизводства, введение и реализация электронных деклараций и признание России страной-агрессором на официальном уровне в Парламентской ассамблее Совета Европы и в ООН.
Главный позитив от внесения изменений в Конституцию состоит в том, что мы должны получить честный суд и судей, к которым у людей будет доверие не только потому, что им об этом рассказали, а потому, что они это будут видеть собственными глазами. Сегодня у нас уровень доверия к судьям и их решениям — 3%. В то же время из зала выходит обычно ровно половина тех, кто получил решение в свою пользу. То есть даже среди тех, кто выиграл дело, очень низкое доверие к судьям, ведь они знают, какой ценой им удалось получить решение в свою пользу. Коррупцию не скроешь. Участники процесса точно знают, что она есть. Внедрение единой судебной практики сделает невозможными коррупционные механизмы. Это главная новация. Все остальное — в основном технические моменты.
Е-декларации. Мы создали Национальное агентство по предотвращению коррупции, куда набрали людей, которые, к сожалению, не справляются. Всем миром помогли им провести это е-декларирование, общество получило очень серьезную наглядную демонстрацию того, о чем мы так долго говорили. А именно, когда мажоритарщик, который баллотируется в народные депутаты, ставит вам лавочки или прокладывает несколько километров дороги стоимостью примерно 2 млн долл. (километр асфальтированной дороги стоит около миллиона), то вряд ли, попав в парламент, он будет заниматься еще и законотворческой деятельностью. Скорее всего, он будет отбивать затраченные средства. Это не секрет, об этом мы всегда говорили. Е-декларирование показало, что у тех, кто прошел в парламент за гречку, состояние только увеличивается. Аналогичная ситуация вокруг закрытых списков: купив место в списке за 5–6 млн, вряд ли человек будет работать в парламенте только над законами. Конечно же, они идут решать свои вопросы.
Поэтому нам нужно менять избирательную систему, е-декларирование должно подтолкнуть общество к этому. Иначе, даже проведя очередные выборы по старой системе, мы, возможно, и поменяем фамилии, но не ситуацию. Нам нужны открытые избирательные списки и система и понимание людей, они выбирают своих представителей в парламенте. И эти представители должны решать проблемы избирателей, а не свои персональные.
Третий пункт. Мы очень долго работали с европейским сообществом над тем, чтобы они поняли: Минские соглашения не выполняются именно российской стороной. Россия не планировала и не планирует останавливаться, если ее не остановить всем миром. Украина сегодня стоит границей между агрессором и Европой, но мы нуждаемся в абсолютной поддержке мира. Прежде всего они в этом нуждаются. Резолюция о признании России страной-агрессором является свидетельством того, что эта ситуация становится понятной и оформляется в виде официальных решений.
|