В ответ на введение Украиной утилизационного сбора с импортных автомобилей Россия вводит пошлины на ряд украинских товаров. После газовых, сырных и мясных войн между странами разгорается еще одна война. Шоколадная. Досталось на орехи Под завершение работы среди прочих законопроектов Верховная рада Украины приняла закон, вводящий утилизационный сбор на автомобили иностранного производства. Этот шаг украинской стороны серьезно осложнил отношения с другими странами-членами ВТО. Подобная инициатива не только не соответствует правилам членства во Всемирной торговой организации, но и бьет по карману производителей автомобилей. Некоторые члены ВТО еще до введения сбора предупреждали Украину, что подобная инициатива ничем хорошим для Киева не обернется. К примеру, Турция "зарезервировала" за собой право ввести 23% налог на грецкие орехи из Украины, за счет чего Сиятельная Порта намерена возместить 6,1 миллиона долларов ущерба от украинских налоговых инициатив. Пока Турция ожидает решения ВТО. Его принятие ожидается на заседании совета по торговле товарами ВТО в четверг 11 июля. В случае положительного ответа, налог начнет действовать со следующего дня. Следует отметить, что скорее всего туркам пойдут навстречу. "Ореховый налог" должен послужить предупреждением для Украины. Президент не подписал закон и, увидев принципиальную позицию стран-членов ВТО, Виктор Янукович может ветировать документ, столь выгодный украинским автопроизводителям и невыгодный украинцам. Тем более, намеки повнушительней дают страны, для которых экспорт автомобилей является существенной статьей дохода. В Евросоюзе уже не раз намекали Украине – с такими инициативами нечего и думать о соглашении об ассоциации. "Если мы не будем действовать, мы рискуем потерять наши права", - говорит чиновник одной из стран ЕС. Европейские автомобили пользуются в Украине солидным спросом. Согласно рейтингу журнала "Корреспондент", самым продаваемым автомобилем в 2012 году оказалась Skoda Octavia A5, а европейские марки занимают пятое, седьмое и восьмое место по популярности среди украинцев. В то же время, не стоит забывать о том, что если брать в целом по маркам, то тут к Украине в первую очередь предъявлять претензии сможет Корея. Автомобили марки Hyundai были самыми продаваемыми в 2012 году. В десятке из "корейцев" оказались и автомобили марки Kia. Страну утренней свежести поддержат и Страна восходящего солнца, и Цветущая середина. По данным рейтинга, японские (Toyota, Nissan) и китайские (Geely) марки занимают шестое, девятое и десятое место соответственно. Кстати, Япония, как Турция, планирует поднять вопрос об украинских пошлинах на заседании совета по торговле товарами ВТО.
Однако главным лоббистом санкций в отношении Украины будут не европейские и азиатские страны, хотя они, конечно, приложат руку к санкциям в отношении Киева. Россия, чьи автомобили ВАЗ являются третьими по популярности среди украинцев. Не стоит забывать, что в России производится и часть популярных в Украине европейских и японских марок автомобилей. "Нас особо тревожит поведение Украины, которая за последние полгода ввела две очень весомые меры, прежде всего это защитные меры на автомобили с серьезными нарушениями правил ВТО и соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Мы обсуждали этот вопрос на комитете по торговле, по всей видимости, будет инициированы процедуры по разрешению этого спора в порядке, предусмотренном соглашением о зоне свободной торговли СНГ. Это означает суд", - заявлял ранее министр торговле Евразийской экономической комиссии Алексей Слепнев. Теперь же СМИ распространяют информацию о том, что помимо суда Украину ожидают и пошлины на ряд товаров. В первую очередь – на шоколад.
Шоколатье в печали
В ответ на введение Киевом пошлин на иномарки Москва решила "опошлить" украинские шоколад, стекло и уголь. Налог на шоколад будет составлять 0,1 евро на 1 килограмм, а на стекло и уголь – 15% и 54% соответственно. Это, по мнению россиян, позволит компенсировать ущерб в 364 миллиона долларов. Именно во столько оценили ущерб от украинской инициативы. За первый квартал текущего года Украина экспортировала в Россию стекла и изделий из него на 11 360 700 долларов США, в то время, как импортировала из России этих товаров на сумму 35 366 600 долларов США. Что касается угля, то точной статистики отдельно по нему нет. Впрочем, сведенные данные позволяют говорить, что и здесь "перекос" не в пользу Украины. Все-таки Россия – не приоритетный рынок для экспорта украинского угля. Более того, тот же "угольный король" Ринат Ахметов год назад даже купил российские шахты с целью повысить качество продаваемого его компанией антрацита. А вот в том, что касается шоколада Украина, если верить данным Госстата, с лихвой отыгрывается за вышеупомянутые две группы товаров. Так, за первый квартал этого года Украина экспортировала в Россию какао и продуктов из него (в первую очередь – шоколада) на сумму 121 115 500 долларов США, в то время, как импорт этой группы товаров из России был на уровне 35 254 700 долларов США. Впрочем, в структуре украино-российской торговли хватает других товаров (взять те же продукты неорганической химии), удар по которым будет болезненным для украинской экономики. Но целью "мести за утилизационный сбор" оказался именно шоколад. Конечно, можно попытаться объяснить все местью непосредственно Петру Порошенко, который был одним из лоббистов сбора, в бытность членом Кабмина Азарова заявляя: "Почему украинские производители и украинский рынок должен быть защищен шестью-, восьмью-, или десятьюпроцентным налогом, и это кого-то беспокоит, а те же производители в России защищены двадцатипятьюпроцентным налогом?" (правда, что мешало Украины выторговать для себя лучшие условия членства в ВТО, подобные российским, Порошенко тогда не уточнил). Тем более, Порошенко все чаще занимает антироссийские позиции, не говоря уже об его "оранжевом" прошлом.
Однако вряд ли все можно объяснить одной лишь неприязнью к Порошенко. Вполне возможно, перед введением пошлин с украинской стороной были длительные переговоры. Показательный факт – в день, когда журналисты добыли информацию о грядущих пошлинах, стало известно, что один из серьезнейших соперников компании Порошенко компания "Конти", которую связывают с экс-вице-премьер-министром Борисом Колесниковым, выставлена на продажу. При этом, решение о продаже не созрело вчера. Как сообщает Forbes в Украине, который первым и сообщил о продаже восточноукраинского кондитерского гиганта, поиск стратегического инвестора для этого производителя кондитерских изделий длится уже около полугода. Об этом Forbes рассказали два источника – представитель одной из компаний сектора FMCG и инвестбанкир. "Конти" занимает второе место по объему производства кондитерских изделий в Украине и четвертое в России. И ее продажа, за которую надеются выручить около 1 миллиарда долларов, тем более продажа, готовившаяся за год до начала "шоколадной войны" не может не настораживать. Не исключено, что украинское руководство было предупреждено о готовящихся шагах России и о том, какие именно группы товаров будут под ударом. "Возможно, у акционера есть достоверная информация о развитии сегмента и госрегулировании, например, в части валютного рынка, которая побуждает его выйти в кэш", - цитирует Forbes представителя одной из кондитерских компаний. Интересно, что из пищепрома Колесников не уходит. Как отмечают СМИ, он может сконцентрироваться на развитии компании "АПК-инвест", занимающейся животноводством (свиноводством).
В свою очередь, Порошенко может рассчитывать на осложнения в бизнесе с Россией. И тут причина не только в "шоколадной войне". Введение сбора на иномарки может спровоцировать поднятие сборов на украинские автомобили. А это значит, что автобусы марки "Богдан", корпуса которых надумали было покупать в РФ, останутся невостребованными. Это будет означать не только убытки для одного из богатейших украинцев, но и проблемы с работой на ряде предприятий. Кроме того, не исключено, что такие меры могут толкнуть Порошенко в объятья политсил с антироссийской риторикой. А пока Украина и Россия – на пороге новой "торговой войны", в которой у Кремля будут солидные союзники. "Сладкой жизни" в отношениях Киева и Москвы не предвидится.
На сервісі https://kolobus.com.ua/ можна здійснити безкоштовне бронювання білету з оплатою при посадці і самостійно поїхати вивчати Європу. Це безпечно, адже вони контролюють усі етапи: від створення бронювання до моменту посадки в автобус. Після оформлення квитка з вами звʼяжеться менеджер, щоб підтвердити замовлення.
Згідно
Правиладміністрація сайту не впливає на зміст публікацій і не несе відповідальність за думку, яку автори висловлюють у коментарях та блогах.