С 1 января 2017 года в Украине планируется запуск новой трехуровневой системы пенсионного обеспечения и страхования граждан. О том, что она подразумевает и насколько общество и государство готово к изменениям, читайте в нашем материале.
В конце апреля-начале мая текущего года в Украине с новой силой возобновились обсуждения проведения пенсионной реформы. Согласно законопроекту № 2767, поданному Кабинетом Министров Украины, с 1 января 2017 стартует внедрение новой системы начисления пенсий. Люди, достигающие пенсионного возраста, смогут получать пенсионные выплаты не из одного источника, как это происходит на сегодняшний день, а сразу из трех – солидарной и накопительной систем, а также из негосударственных пенсионных фондов. Участие в новой программе будет обязательным для всех работающих граждан в возрасте до 35 лет и добровольным для остальных слоев трудоспособного населения. Тем не менее, несмотря на значительные улучшения, которые должно повлечь за собой проведение пенсионной реформы, существует ряд проблем, требующих разрешения до запуска системы. О чем именно идет речь, узнавал UBR.ua.
Отношение общества
Для начала, предлагаем расставить все точки над "і" и разобраться, какая именно пенсионная система будет внедрена через 2 года. Стоит обозначить, что она будет состоять из трех уровней.
- Солидарная пенсионная система – всем знакомая и действующая схема начисления пенсий, подразумевающая отчисления в Государственный пенсионный фонд из заработной платы. Размер пенсионных выплат зависит от размера зарплаты, а также имеющегося у сотрудника стажа.
- Накопительная система обязательного государственного пенсионного страхования – подразумевает отчисления граждан из зарплаты на индивидуальные пенсионные счета. Средства инвестируются в экономику страны, гарантом выступает государство. По достижению пенсионного возраста выплаты будут осуществляться дополнительно к основным перечислениям.
- Система добровольного негосударственного пенсионного страхования – представляет собой негосударственные пенсионные фонды, банки и страховые компании, в которые граждане на добровольных основах смогут перечислять определенные суммы. Пенсионные начисления, в свою очередь, будут производится на основании того, какие суммы были перечислены, в течение какого срока, а также с учетом полученного от них инвестиционного дохода.
Также подразумевается, что общая сумма социальных отчислений работающих граждан не увеличится, а будет распределена на 2 потока.
С точки зрения государства новая пенсионная система имеет сразу несколько существенных "плюсов". Во-первых, реформирование поможет вывести компании из тени, поскольку отчисления в государственный накопительный фонд будут производиться из зарплаты. Размер таких отчислений планируется постепенно увеличивать, и к 2022 году установить на уровне 7%. К тому же, накопленную на счете сумму можно будет передавать по наследству. Во-вторых, по предварительным оценкам, уже в 2017 году государство намеревается привлечь к программе 6 млн участников второго уровня (накопительная система обязательного государственного пенсионного страхования), что поможет увеличить дополнительный экономический ресурс на сумму до 5 млрд. грн.
Тем не менее, общество настроено менее оптимистично. Украинской пенсионной системе нужны преобразования, этого не избежать, поскольку продолжительность жизни растет, а количество работающих сокращается. Однако в этих вопросах важно ориентироваться на обеспечение достойного уровня пенсий и прислушиваться к мнению людей. Такую точку зрения высказала украинский социолог, директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина во время панельной дискуссии, которая состоялась в минувший четверг в Киевской школе экономики. По словам Ирины, последние исследования отношения украинского общества к пенсионным реформам датируются 2010 годом. По данным компании Gfk, проводившей исследование, 5 лет назад опрошенные респонденты высказывались за отмену спецпенсий, повышение выплат гражданам, работавшим во вредных условиях, персонифицированный учет пенсионных перечислений и внедрение накопительной системы. Тем не менее, опрошенные не поддержали повышение пенсионного возраста, отмену возможности досрочного выхода на пенсию для некоторых категорий трудящихся и пересмотр пенсий работающим пенсионерам. Проблему дефицита Пенсионного фонда респонденты предложили решить с помощью сокращения государственных расходов. Что же касается вопроса появления второго уровня пенсионного страхования, то большая часть опрошенных не склонна верить в положительный исход таких нововведений. В вопросах инвестирования средств второго уровня общество поддерживает вариант вложений только в Украине, и частично – за рубежом.
Исходя из всего сказанного выше, Ирина Бекешкина отметила, что в процессе интеграции пенсионной реформы, государству необходимо объяснить людям, какие выгоды им принесет новая модель начислений и выплат. В противном случае, нововведения не будут поддержаны. Ситуацию нельзя сводить только к убеждению людей. Нужны серьезные экономические преобразования.
По мнению Олега Лиховида, президента института социальной экономики им. Людвига Эрхарда, пенсионная реформа в Украине однозначно состоится, поскольку наша страна оказалась в ситуации, когда изменения необходимы. Тем не менее, стоит сравнить процент отчислений в накопительный фонд в развитых странах (составляет 12-14%) и в Украине (планируется на уровне 7%), а также обратить внимание на проблему того, что в развитых странах модернизация пенсионной системы производилась еще в 80-х годах, в нашей стране существенное развитие этих аспектов началось только в 2000-х годах.
Проблема вложений
Помимо общественного мнения, развитие пенсионной реформы также тормозит вопрос наличия на украинском рынке надежных эмитентов и бирж, инвестирование в ценные бумаги и активы которых подразумевает работа накопительных пенсионных фондов. По словам Виталия Шапрана, главного финансового аналитика РА "Эксперт-рейтинг", настоящих котируемых бирж в Украине сегодня мало, механизм защиты пенсионных средств также отсутствует. В связи с этим необходима разработка системы взаимодействия регулятора и участников фондовых рынков, а также внедрение показателей и индексов, помогающих определить фиктивность эмитента и ценных бумаг.
Другими словами, основной задачей является создание таких негосударственных пенсионных фондов, которым население сможет доверять свои средства. Необходим пересмотр и доработка критериев, по которым компаниям разрешается управление фондами (например, ранжирование по рейтингу и сроку работы).
Цифры и факты
Актуальность внедрения трехуровневой системы пенсионного страхования в Украине доказывают цифры и расчеты. Об этом во время панельной дискуссии говорила Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования. По ее словам, при доработке пенсионной реформы следует учитывать следующие аспекты:
- украинские пенсионеры, по актуальной формуле, получают до 60% своей зарплаты. Для того, чтобы обеспечить в будущем коэффициент замещения, по крайней мере, на уровне 50%, отчисления из заработной платы, с учетом текущей демографической ситуации, должна составлять 33-40%. Если те же показатели необходимо обеспечить с помощью накопительной системы и без учета солидарной, то отчисления должны составлять 12-14%;
- необходим полный анализ затрат публичных финансов. Другими словами, государство должно собирать информацию о средствах всех бюджетов и уровней, а затем публично представлять данные о том, какие расходы и с какими целями осуществляются. С учетом текущей ситуации и имеющейся информации, на сегодняшний день, масса пенсионного обеспечения в размере ВВП Украины составляет 16%, в то время как в мире этот показатель равен 8%. Таким образом, можно сделать вывод, что на пожилых людей тратиться больше средств, чем на молодых;
- негосударственные фонды социального страхования, институты общего страхования и прочие организации в мире дают около 120% ВВП. В Украине же этот показатель составляет 1%. Изменение данной тенденции поможет стабилизировать макроэкономические процессы в стране.
Напоследок стоит отметить, что внедрение новой трехуровневой системы пенсионного страхования требует значительных изменений и реформирования экономики Украины. Нужны модернизации как солидарной, так и накопительной пенсионных систем. А главная задача государства – построить прозрачный механизм перечислений и накоплений, который позволит обеспечить работающим сегодня гражданам достойный уровень жизни в будущем.
|