Также этот законопроект предусматривает возвращение избирательных блоков
Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении законопроект № 2831-3 "О местных выборах". За соответствующее решение проголосовал 271 нардеп при 226 минимально необходимый.
Также депутаты 242 голосами поддержали подготовку этого законопроекта ко второму чтению по сокращенной процедуре.
Авторами законопроекта № 2831-3 выступили депутаты Вадим Денисенко, Сергей Алексеев, Игорь Попов, Юрий Чижмарь, Елена Ледовских.
Отметим, во время рейтингового голосования Рада поддержала закон о местных выборах Денисенко - Алексеева. За этот документ проголосовали 222 нардепа. За остальные два документа № 2831-1 и № 2831-2 проголосовали 88 и 182 нардепы соответственно.
Законопроектом предлагается новая редакция закона Украины, который определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов, положения которого также предлагается согласовать с положениями законов Украины "О добровольном объединении территориальных громад", "О местном самоуправлении в Украине" и законодательно обеспечить избрание старост.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по следующим избирательными системами:
1) депутатов сельских, поселковых советов - сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе;
2) депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов - по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией АР Крым, соответствующей области, района, города, района в городе, по избирательным спискам местных организаций партий (блоков) с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ);
3) городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше чем 90 тыс.) - по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
"Выборы городских голов в городах, где более 90 тыс. избирателей будут проходить в два тура, и городские головы будут избираться в два тура абсолютным большинством, то есть 50% + 1 голос. Для меньших городов выборы будут проходить по мажоритарной системе относительным большинством", - заявил один из авторов законопроекта - нардеп из фракции "Блок Петра Порошенко" Вадим Денисенко.
4) сельских, поселковых, городских (городов, число избирателей в которых меньше чем 90 тыс.) голов, сельских старост - по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
В законе предлагается четко установить количественный состав соответствующих местных советов, который будет определяться Центральной избирательной комиссией до начала избирательного процесса очередных выборов в зависимости от количества избирателей, которые относятся к соответствующей территориальной общины, проживающие на территории области, района, района в городе. Минимальное количество депутатов совета - 10 при численности избирателей до 500, максимальная - 80 депутатов при численности избирателей свыше 1,5 млн.
С целью проведения выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа будет делиться на территориальные округа, количество которых равно количественному составу соответствующего совета.
Законопроект предлагает вынести за пределы избирательного процесса формирование состава территориальных избирательных комиссий и образование ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса - 50 дней.
Законопроектом предусматривается возможность образования на местном уровне избирательных блоков местных организаций политических партий.
Выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией партии (блоком) не более как по два кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутых местной организацией партии (блоком) в территориальных округах, включаются к единого избирательного списка кандидатов от этой местной организации партии (блока) в соответствующую раду.
Законопроектом предусмотрено, что голосование проводится с помощью бюллетеня, в котором указаны названия местных организаций партий (блоков) и фамилия кандидата, выдвинутого соответствующей местной организацией партии (блоком) в округе. Избиратель имеет один голос. В случае, если регистрация кандидата, выдвинутого в территориальном округе, отменена, избиратель имеет возможность проголосовать за местную организацию партии (блок), которая его выдвигала. Голос избирателя считается одновременно голосом за местную организацию партии (блок) и за кандидата, выдвинутого ею (им) в этом территориальном округе.
По результатам голосования участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных за каждую местную организацию партии (блок). Промежуточные территориальные избирательные комиссии устанавливают лишь промежуточные итоги голосования отдельно по каждому территориальному округу и передают их в территориальную избирательную комиссию, которая устанавливает результаты соответствующих выборов.
Предлагается установить дифференцированный избирательный барьер - 5% голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа, и 7% - для избирательных блоков местных организаций партий.
Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии (блоком) и кандидатом, выдвинутым ею (им) в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии (блока).
Распределение голосов между кандидатами от местной организации партии (блока) осуществляется согласно их очередности в избирательном списке, установленной решением территориальной избирательной комиссии на основе рейтинга.
Также, отмечаем, что форма бюллетеня и процедура голосования, обусловленные предложенной избирательной системе, являются простыми и понятными для избирателя. Ожидается сохранение привычного размера избирательного бюллетеня, процедура составления протоколов избирательных комиссий, их содержание и форма также не будут существенно меняться.
Кроме того, в случае досрочно прекращения полномочий депутата, избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии (блока), составленном по результатам выборов в соответствии с уровнем поддержки каждого кандидата. В случае исчерпания списка местной организации партии (блока) мандат остается вакантным до избрания нового состава совета.
Проектом закона предлагается также задействовать возможности органов ведения Государственного реестра избирателей в части регистрации кандидатов, информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, передачи итогов и результатов голосования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, законов Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О Государственном реестре избирателей", "Об осуществлении государственных закупок", "О статусе депутатов местных советов" и др.
|