Эксперименты НБУ лишь вбили последний гвоздь в гроб нацвалюты. Главная же проблема — отсутствие реформ в экономике, которое удерживает инвесторов от вливаний в Украину
В течение сентября-октября регулятор искусственно удерживал курс, зафиксировав его у отметки 12,95 грн./$. Но сразу после выборов его политика предсказуемо изменилась - центробанк сообщил о прекращении интервенций и переходе к рыночному курсообразованию. От продажи "зеленых" по фиксированному курсу Нацбанк вернулся к практике голландских аукционов, в ходе которых средневзвешенный курс гривни к доллару формировался исходя из заявок финучреждений (пять самых высоких котировок отсекались, на основании остальных вычислялся курс), пишет "Деловая столица".
На эксперимент регулятора рынок ответил почти неконтролируемым обвалом курса гривни. В течение последних двух недель котировки нацвалюты несколько раз обновляли исторические минимумы - за такое короткое время доллар подорожал почти на 3 грн. В минувший вторник официальный курс, устанавливаемый НБУ, поставил абсолютный антирекорд, достигнув 15,77 грн./$. Спохватившись, на Институтской попытались исправить ситуацию. В течение недели там дважды изменили принцип проведения аукционов и в конце концов ввели верхнюю границу для курса отсечения. Но это мало помогло сбить ажиотаж. К пятнице официальный курс нацвалюты укрепился лишь до 15,4 грн./$, а средневзвешенный и индикативный курсы на межбанке - до 15,42. При этом реальные сделки на валютных торгах проходили в диапазоне 16,2-16,3 грн./$.
Позволив курсу гривни упасть, в центробанке надеялись задобрить экспортеров. Предполагалось, что те начнут заводить валютную выручку, чтобы с выгодой продать дорогой доллар. Однако в ведомстве снова просчитались. В ожидании дальнейшего роста котировок валюты (многие финансисты вполне серьезно заговорили о снижении курса гривни до 18-20 грн./$), экспортеры так и не начали сбрасывать СКВ. Валюта остается дефицитным товаром, спрос на который продолжает зашкаливать. "У государства нет достаточного объема ресурсов для удовлетворения этого спроса. Сегодня курс определяется не только рыночными факторами. Все, кто имеет возможность, направляют всю свободную гривню на покупку валюты, которая затем замораживается. За последние полгода это стало образом жизни украинцев. Покупают все, продавать никто не спешит", - констатирует советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.
Возможности центробанка проводить интервенции сейчас минимальны. Его международные резервы к началу ноября сократились до $12,587 млрд. Причем $2 млрд съела оплата долгов за газ, деньги на которую якобы были зарезервированы на отдельных счетах, но в конце концов были выплачены из резервов. К тому же только в октябре чистый объем продаж Национального банка на межбанковском рынке превысил $3,16 млрд. Чистый спрос на валюту со стороны населения в июле-октябре составил $1 млрд.
Даже резкое сокращение импорта не пошло гривне на пользу. За девять месяцев его объемы просели на 25%, тогда как экспорта - всего на 9%. Но поскольку экспортеры не заводят выручку в страну, экономика почти не замечает "плюсов" девальвации. В Нацбанке говорят, что в крайнем случае решатся на чрезвычайные меры - позволят покупку валюты исключительно под товары критического импорта или введут аккредитивную форму расчетов по внешнеэкономическим контрактам. Последняя должна сделать обязательным возврат валютной выручки в страну и заблокировать возможность для вывода валюты за рубеж без поставки товаров. Такие ограничения регулятора могут ненадолго сбить ажиотаж на рынке, но едва ли смогут решить глобальную задачу по спасению украинской валюты.
Без доверия кредиторов и инвесторов ситуация будет только ухудшаться: курс гривни продолжит слабеть, инфляция - расти семимильными шагами, издержки предприятий - увеличиваться, а потребительский спрос - сокращаться. Однако нерезиденты не торопятся заводить деньги в Украину. По данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций в экономику на 1 октября снизился почти на 15% по сравнению с началом года. Решающую роль в этом сыграла девальвация гривни, но отток капитала также имеет место. Без структурных реформ в стране - реформирования судебной системы, сокращения контролирующих органов, оптимизации условий работы бизнеса и налоговой реформы - привлечь капиталы будет невозможно. "Сейчас в страну не только не приходят иностранные производственные компании и прочие инвестиции, но и убегают те, что уже есть. В этой ситуации раскручивается инфляция, а тормозить обесценивание национальной валюты можно только за счет внешних долгов и валютных резервов", - комментирует глава правления Кредобанка Дмитрий Крепак.
Татьяна Письменная
|