Инспекторы
Государственной финансовой инспекции в Николаевской области в июне
текущего года раскрыли едва ли не самое крупное хищение в сфере
здравоохранения за последние 20 лет. В ходе ревизии выяснилось, что на
протяжении почти шести лет должностные лица одного из лечебных
учреждений присваивали себе средства, предназначенные на оплату
премиальных, больничных и надбавок медицинским работникам, а также
средства, которые необходимо было перечислять во всевозможные
государственные фонды — социального страхования, пенсионный фонд и т. д.
Всего таким образом было украдено свыше четырех с половиной миллионов
гривен! Стоит отметить, что за все эти шесть лет в медицинском
учреждении неоднократно проходили проверки и ревизии. В том числе,
производило ревизию и КРУ в Николаевской области, на базе которого и
создана нынешняя финансовая инспекция. И все эти проверки никаких
нарушений не выявили! О том, каким образом мошенники ухитрялись красть
столько лет государственные деньги, и при этом оставаться незамеченными,
«Новости-N» решили спросить у начальника Государственной финансовой
инспекции в Николаевской области Андрея Скибяка.
-
Андрей Юлианович, нам известно, что ваши инспекторы в ходе проверки
выявили рекордную сумму хищения бюджетных средств в одном из лечебных
учреждений Николаева. Расскажите, кем была инициирована эта ревизия?
- На
сегодняшний день, в соответствии с административной реформой, в
структуре администраций и государственных ведомств есть внутренние
контрольно-ревизионные подразделения, которые функционально наделены
полномочиями для осуществления контроля внутри ведомства. Собственно,
данная проверка началась по результатам работы внутреннего
контрольно-ревизионного подразделения областного управления
здравоохранения. При выполнении своих задач этим подразделением и были
выявлены финансовые нарушения.
В одном
из моментов они обратили внимание на расхождения в направлении
определенного финансирования. А именно – это финансирование
предназначенное на выплаты заработной платы. Это дало толчок к более
глубокому и детальному изучению.
-
Предположим, внутреннее ревизионное подразделение обнаружило
определенные нарушения. Как в таком случае его сотрудники должны
поступить? Доложить руководителю заведения, или в вашу структуру? Что
делать с нарушениями, которые они выявили?
- Они с
нами имеют функцию взаимного сотрудничества, непосредственно они
подчинены руководителю своего ведомства. Они докладывают своему
руководству и обращаются к нам уже для принятия мер.
- Как отреагировало ваше ведомство мы сейчас будем говорить, а какова была реакция руководителя облздрава?
- Могу
сказать одно: после того, когда мы приобщились к проведению ревизии,
сотрудникам госфиниспекции оказывалась абсолютная поддержка и помощь в
получении достоверной информации. Поддержка была в полном объеме,
никаких препятствий в доступе к информации со стороны руководства не
было. Главный врач этого заведения также шел навстречу.
- Мы можем назвать это лечебное учреждение?
- Я
думаю этот вопрос лучше адресовать структурам, которые занимаются
правовой оценкой действий. На сегодняшний день прокуратурой возбуждено
уголовное дело, а в интересах следствия есть определенные ограничения.
Не называются ни фамилии, ни учреждения.
- Так что же выяснили ревизоры николаевской государственной финансовой инспекции?
-
Знаете, я давно работаю в финансовой сфере, но я впервые встретился с
таким хамским отношением, с игнорированием людей, которые работают в
отрасли. По результатам ревизии установлено, что речь идет о прямом
обворовывании медицинских работников данного учреждения. Мы нашли
махинации, которые осуществлялись за счет «экономии» фонда заработной
платы. На практике это означает, что имели место недоплаты за работу в
ночные часы, другие надбавки, предусмотренные в отрасли. Вместе с тем,
есть неуплата в полном объеме налогов, неуплата взносов в фонды –
пенсионный, социального страхования. Они были либо проигнорированы, либо
оплачены в неполном объеме.
- То есть ревизоры выяснили, что некоторое лицо или группа лиц систематически воруют деньги?
- Лицо
или группа лиц – это установит следствие. Но я могу сказать, практически
аккумуляция украденных денег шла на несколько человек. Это порядка семи
лиц, на карточные счета которых поступали эти средства.
- Какая сумма была украдена?
- Это больше четырех с половиной миллионов.
- А за какой период?
- С 2005 года по май 2011 года.
- То есть, почти за 6 лет?
- Если брать по периодам и месяцам, то получается за пять лет.
- Это огромная сумма.
-
Знаете, если мы вспомним 2006, 2007, 2008, 2009 год – это был период
обострения проблем с финансированием заработной платы в социальной
сфере. В том числе и в медицине. Если давать этому правильную оценку,
то получится, что проблема создавалась руками конкретных людей на
местах. А тогда во всеуслышание говорилось о том, что это проблема
государства. Но давайте разберемся: это проблема внутренняя, касается
она ответственности некоторых работников, или это действительно
проблема, которая тянется на общегосударственный уровень? Мы говорим о
сумме в 4 миллиона – это сумма, которую государство выделило на выплату
премиальных, на оплату соответствующих квалификационных надбавок — и все
они были профинансированы. Но в полном объеме к тем, кому они были
предназначены, эти деньги не дошли, потому что их украли. Не хочется
забегать наперед, но я думаю будет доказан и тот факт, что имели место
так называемые «мертвые души». Имеются в виду люди, которые
трудоустроены, но по факту они не осуществляли тех функций, которые были
на них возложены. Это было сделано, чтобы производить начисления.
- Мы можем говорить о том, на каких должностях работали люди, совершавшие данные махинации?
- Если мы говорим о финансах ,то это люди, которые задействованы в финансовой сфере.
- Не сложно догадаться, что речь идет о бухгалтерии.
- Могу
сказать, что я никогда не встречался с таким «профессионализмом».
Знаете, в народе говорят: «ведется двойная бухгалтерия». Так вот в
данном случае велась тройная бухгалтерия.
-
Можете ли вы в общих чертах рассказать, в чем была схема? Как могло
случиться, что воровали на протяжении 6 лет? Наверняка, были проверки,
эту структуру проверяли, в том числе, тот же пенсионный фонд, то же КРУ,
на базе которого была создана финансовая инспекция. Неужели никто из
проверяющих структур не выявил нарушений?
- Я задавал себе этот вопрос. В том числе и по нашему ведомству, в прошлом – КРУ, которое также осуществляло проверки.
-И они не выявили никаких нарушений?
- Я
занялся этим вопросом, и на сегодняшний день принял решение о проведении
внутреннего служебного расследования по этому поводу.
- Это расследование по факту или в отношение конкретных людей?
- Расследование по поводу проведенной проверки.
- А люди, которые проводили ТЕ проверки еще работают у вас?
- Кто-то
работает, кто-то нет. Может не все работают на тех же должностях. В
ходе служебного расследования я думаю мы найдем ответ, почему мы не
видели нарушений на протяжении пяти лет в этом учреждении. Однозначно
результаты служебного расследования будут направлены в прокуратуру для
того, чтобы дать оценку действий сотрудников. Несмотря на то, что речь
идет о сотрудниках моего ведомства.
-
Получается, что воровали в год почти по миллиону. Для учреждения
здравоохранения миллион из фонда заработной платы – это очень много.
- Было
три направления аккумулирования денег. Первое – перечисления, которые
касаются больничных листов. Не буду останавливаться на суммах, но назову
вам по максимуму – от 10 до 30 тысяч в месяц. Это суммы на оплату
больничных листов, которых фактически не было. За счет этих не
подтвержденных больничных листов эта сумма «вытягивалась» и
распределялась на определенные конкретные счета. Следующий момент.
Аккумуляция средств с недоплаты и неперечисления налога с дохода с
физических лиц. Мы нашли, что есть также недоплаты взносов в пенсионный
фонд, недоплаты взносов в фонд социального страхования и другие.
Возвращаясь к вопросу о том, почему на протяжении долгого времени не
видели этих махинаций. Эти вопросы также и к ряду всех этих структур,
они также функционально должны осуществлять контроль. Например, вот с
чем мы встретились. Документы, которые были поданы нам на первой стадии,
отвечали всем требованиям законодательства, которым руководствуется в
своей деятельности юридические лицо. А когда мы зашли с другой стороны –
с получения первичных документов по данному ведомству из банковских
учреждений, тогда мы увидели ,что те документы, что нам подали для
проверки, существенно отличаются от тех ,что были нам предоставлены в
конкретных местах – в банке, казначействе и т. д. Внутреннее КРУ это
увидело, но ни они, ни мы изначально не видели глубины этой схемы. Когда
мы уже начали проникать в глубину, полностью раскрывать схемы
последовательности прохождения платежей и начислений, у нас появились
нестыковки и несовпадения. На сегодняшний день работают такие
специализированные бухгалтерские компьютерные программы, которые делают
расчеты, проводят проводки. И вот эти программы нам реально выдали ту
картину, какая должна быть, но фактически все не так.
- То есть они смогли обмануть даже компьютерные программы?
- Тут вопрос: или обмануть, или использовать таким образом, чтобы оно сработало так, как им нужно.
-
Вы говорили о трех направлениях аккумулирования средств. Это недоплаты в
соответствующие фонды, перечисления за больничные листы, а что третье?
- Я уже
упоминал – это экономия фонда заработной платы. Государственное
финансирование осуществляется по определенным статьям. Каждая статья
финансирования имеет определение, на что она направлена. Одна статья -
это оплата работы сотрудников, соответственно, она имеет свое название.
Вторая статья – это все начисления на заработную плату. Исходя из этого
мы получаем два источника. Первый – это со статьи финансирования по
начислению заработной платы. Они в полном объеме не доплачивались –
платежи, взносы. И второй источник – это с экономии прямого бюджетного
финансирования по оплате труда. То, что я говорил – кто-то что-то
недополучал.
- Каждый врач знает, что ему за ночное дежурство, например, должны доплачивать. А тут выходит, что ему не доплачивали?
- По этому поводу будут дальше давать пояснения те работники.
- Выходит, они просто мирились с тем, что им недоплачивают?
- В тот
период все говорили о том, что в медицине у нас нет должного
финансирования, заниженная зарплата, что виновато государство, Киев.
Это немного не так. Могу провести аналогию. Мы сейчас проводим
комплексные проверки воинских частей. Мы столкнулись с тем, что на
уровне юридических лиц на местах, то есть, воинских частей, у нас не
производятся выплаты за пайки, компенсации за вещи. Мы задались вопросом
– почему с этим есть проблема? Ответ: нет финансирования. А почему нет
финансирования? Ответ прост: потому что местное руководство само для
себя приняло такое решение – оно не показывает задолженность перед
людьми, по бухгалтерии они это не проводят. На основании чего их
ведомство - центральный аппарат Минобороны, должно их финансировать,
если не заявлены цифры на финансирование?
-
Понятно. Но украденные деньги ведь нужно было каким-то образом забрать?
Известно, что в этих государственных структурах уже давно наличными
деньги никто не выдает, они перечисляются на счет, на карточку. Суммы
большие – миллионы. Неужели, к примеру, банки не видели, что на ту же
зарплатную карточку перечисляется сумма в десятки раз превышающая
реальную заработную плату? Или им все равно?
-
Знаете, я даже не возьмусь давать какую-то определенную оценку. Банки
руководствуются поданными документами, они по ним производят начисления.
Я не вижу в этом какой-то ответственности банков. Но с другой стороны,
чисто с профессиональной точки зрения, людей должно было
заинтересовать, что средняя зарплата в месяц получалось 10, 15, 20
тысяч. Известно, кто в регионе может зарабатывать такие деньги и поэтому
напрашиваются, конечно, определенные вопросы. Но это вопросы
профессионализма. Но вот сама процедура предусматривает еще и участие
казначейских подразделений, которые также должны осуществлять контроль
за государственными средствами. Но опять таки, в данном случае не могу
ничего утверждать, так как госфининспекция не отслеживала документы,
которые подавались в следующие ведомства для дальнейшего перечисления
средств. Это уже выяснит следствие – что подавалось, как подавалось и
на какой стадии оно фальсифицировалось. Мы установили факт нарушения
законодательства и схему. Я знаю, что с этими фактами ознакомлено
руководство лечебного учреждения и материалы проверки руководитель
подписал 22 июня.
- В период, о котором идет речь, – с 2005 по 2011 годы – у данного учреждения был этот же руководитель, что и сейчас?
-
Насколько мне известно, за этот период сменилось два руководителя.
Исходя из того, с чем мы встретились документально, допускаю такой
вариант, что первое лицо могло и не знать о всех этих махинациях. Он
мог подписывать документы, отражающие ситуацию в таком свете, какой она
должна быть по закону, а дальше все шло без его участия.
-
У государство украдено четыре с половиной миллиона. На ваш взгляд, кто и
каким образом должен это компенсировать? И компенсируются ли такие
вещи, или украли – посадили и все?
- Дело в
том, что в конечном итоге сейчас будет проведен ряд проверок и будет
установлено, что были недоплаты в фонды и по налогам. А это значит,
будет прямое начисление штрафных санкций на лечебное учреждение. За пять
лет соберется немало. То есть медработников сейчас еще раз накажут: им
недоплачивали пять лет, а теперь еще раз изымут средства в пользу
государства. Что касается компенсации, то это средства, которые попали
на конкретные расчетные счета конкретных людей. Эти люди незаконно
получили данные средства, и наше законодательство говорит о том, что они
должны быть возвращены. Но это решение принимает суд. Я надеюсь, что
эти средства попадут в бюджет, потому что, во-первых, это немаленькие
средства, а во-вторых, это те средства, которые необходимы на статьи
заработной платы работников медицины.
-
Вы в разговоре упомянули очень важную проблему – проблему дискредитации
социальной политики государства за счет действий определенных лиц. Этот
случай – это исключение, или мы можем говорить, что за счет вот таких
действий конкретных лиц социальная политика государства может быть
дискредитирована?
- Скажу
немного по-другому. За счет отдельных действий в кавычках
«суперпрофессионалов», мы получаем эти негатив в определенных сферах.
Что касается дискредитации социальной политики государства, то есть наше
учреждение, есть правоохранительные органы, чтобы эту политику
защищать. Мы такие нарушения должны выявлять и пресекать.
-
Андрей Юлианович, вы возглавляете в Николаевской области структуру,
которая вроде бы и не силовая, но к ней всегда относились с определенным
пиететом — дескать КРУ есть КРУ. Сейчас изменилось название, но не
поменялась суть. Впервые такое громкое разоблачение финансовых
махинаций в Николаеве произошло именно под вашим началом. Вы в области
человек новый. Естественно, всем интересно, кто вы, откуда. Расскажите
нашим читателям о себе.
- Во
первых, я не сторонник того, что фининспекцию должны бояться. Сейчас все
же на уровне власти, Президента вопрос ставится о том ,что
преимущественно наша работа должна быть направлена на предупреждение.
Наша задача - наряду с контролем, в том числе профилактическая,
разъяснительная работа. Например, у нас создано подразделение аудита,
которое производя ревизию, выписывает недостатки финансовой работы
государственных предприятий без применения финансовых санкций. Эти
недоработки затем обсуждаются, даются рекомендации. Так что не всегда
мы ходим с плеткой. Юридическому лицу дается возможность не ждать, пока
придут и накажут, а дается возможность вести свою деятельность
правильно.
Что же касается меня, то я не сторонник личного пиара.
- Но все-таки. Хотя бы с профессиональной стороны.
- Родом я
из Галичины. Родители обычные рабочие. В своей карьере прошел путь от
рядового инспектора налоговой службы. Получил два образования –
юридическое и экономическое в Львовском университете им. Ивана Франка. В
88-м — 89-м годах служил в Афганистане.
- Есть награды?
-
Награжден орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги». Есть и
другие, но это — самые ценные. За достижения в работе получил звание
Заслуженный экономист Украины.
- На нынешнюю должность откуда пришли?
- В
Николаевскую область пришел с должности заместителя начальника КРУ г.
Киева. 1 марта 2012, после всех согласований и соблюдения необходимой
процедуры, я был назначен начальником государственной финансовой
инспекции в Николаевской области.
- Что ж, спасибо вам Андрей Юлианович, за интервью. Желаем успехов в вашей работе!
|