У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на
ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили
вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на
корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а
курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя
мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что
незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал --
жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок
старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о
том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала
корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.
Сказка -- ложь?
Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним
противоположный пример -- старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке.
Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная
героиня, во всем согласная с предметом своей любви, -- чеховская
«Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для
подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто
роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва.
Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну,
разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова,
несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал
бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в
тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, --
отвечал он родным, -- которых достанет вам, даже если вы и сто лет
проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету
за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый
друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая
одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам
немало примеров кротких женщин -- например, мать блаженного Августина,
святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей
смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия,
перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с
жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное
слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я,
когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы
возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с
ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и
спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех.
Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники
тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.
Женская гордыня и солнышко зеленое
А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы
обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа
надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике
-- ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше
женское своеволие, -- считает матушка Ксения, жена отца Иоанна
Охлобыстина. -- Но и награда за женское послушание велика -- дети видят
пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не
женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается
сама собой -- если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с
родителями».
Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что
нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно
его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины,
более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот,
например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо
быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания.
Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого
можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому
мужу -- радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего
суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».
Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного
беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из
романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А
он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он
получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы.
Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его
тащить -- как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую
работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он,
видите ли, хотел книгу написать... Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».
Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на
интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я -- глава
семьи. Если я скажу, что солнце -- зеленое, ты должна соглашаться».
Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против
«зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы "глава семьи"
предоставлял решать мне».
О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма:
«Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от
электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из
этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила
его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В
результате все получилось хорошо -- готовим мы на электрической плите,
в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».
Муж -- орудие смирения?
Смирение, терпение, послушание -- это хорошо, но радость-то где? Иногда
кажется, что жизнь в православной семье -- это союз двух добровольных
мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем.
Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а
«смиряется» -- кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как
пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной
сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об
этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и
Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то,
что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное
решение, муж всегда учитывает мнение жены: “Она часто говорит: «Ах,
кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его...”
Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и
отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют
свойство накапливаться и превращаться в "бомбу", которая может
сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где
жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя
смирения. К такому "смирительному орудию" испытывать любовь все
сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что
женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не
умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои
переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и
упрека: "Почему ты до сих пор не сделал то-то?", а просто и спокойно:
"Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть", важно
говорить обо всех моментах, которые вас смущают: "Мой папа выпивал, а
мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я
подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться".
Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень
доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».
«Женская мудрость» - дорога к счастью?
«Отказаться от своей воли очень нелегко, в настоящее время это
практически невозможно, -- считает иерей Григорий Ковалев, клирик храма
мучеников Флора и Лавра на Зацепе. -- Женское и мужское равенство
вообще-то штука хорошая, и христианство никогда против этого не
выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет
себя как женщина, а женщина действует как мужчина. Когда происходит
тупое уравнивание, получаются все те проблемы, которые общество имеет
на сегодняшний день. Женщины рады равенству, но не знают, что с ним
делать, кроме как становиться мужчиной. А мужчины обижаются и
устраняются от дел -- раз можешь все сама, так и делай сама. Тем, кто
сетует на нынешние особенности взаимоотношения полов, стоит попытаться
передать детям правильную картину мира. Если бабушка феминистка и
внучка в этом с детства воспитана, вот тогда уже ситуация близка к
необратимой».
Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом
хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. «Обычно
так говорят женщины, которые уже успели в жизни разочароваться, но еще
не приобрели настоящей мудрости, -- говорит отец Григорий. -- Это
обиженная позиция, это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот
за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный
жизненный опыт.
Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться
должны и мужчина, и женщина, но каждый должен "со своей колокольни" это
делать. Ведь любовь -- это действие, забота, внимание, участие,
жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких
уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого-то.
Возраст вносит коррективы в поведение, и если не было взаимной отдачи,
то рано или поздно можно с удивлением увидеть, что рядом с тобой --
чужой человек.
Настоящая хозяйка во все времена, в том числе и в дохристианские,
понимала, что самое большое богатство в любой семье -- это мир и лад
между супругами. Покой в доме не купишь ни за какие деньги. Сказки о
хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной
морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С
христианской точки зрения послушание -- дать возможность Богу творить
Его волю; придя в послушание, ты не будешь Богу мешать и получишь от
Него благодать. В данном случае -- и материальную тоже. Но что еще
мудрее и еще глубже -- послушание лишает нас возможности делать
собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во-первых,
становится чистым листом бумаги для Бога, а во-вторых, не делает тех
глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.
Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. Но, конечно, на
одном терпении без любви ничего не построишь. У терпения всегда должна
быть какая-то цель. Терпят не просто так, а ради чего-то. Терпеть можно
Христа ради или "ради человеков", ради детей например, за какую-то
идею, но, когда эта идея себя исчерпает, брак, основанный на одном
терпении, тоже рухнет. Любовь -- лучший фундамент терпения».
Зачем нам лошадь, если мы любовь потеряем?
Сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и
христианской. А еще -- о счастье. Счастье -- странная вещь: его нельзя
заслужить, добиться или заработать. Вот что говорит об этом кандидат
психологических наук, профессор МГПУ, психолог-консультант
Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный
Источник» в Царицыне Андрей Копьев: «С точки зрения психологии в этой
сказке наиболее интересна позиция жены. Поведение мужа мне кажется
откровенно провокационным и безответственным, нелепым. Единственное,
что можно сказать в его пользу, -- он неплохо к своей жене относится и
намеренного вреда в его действиях нет. Даже эти англичане,
вознаграждающие любовь мешками денег, -- это такой искусственный финал,
некие ангелы, спустившиеся с небес.
То, что в результате муж выигрывает пари и получает хорошие деньги,
происходит только благодаря духу мира и любви, который в этой семье
существует.
То, что делает эта замечательная супруга из сказки Андерсена, это не из
области логики, это из области высшей мудрости. В рамках земных она
выглядит дурочкой или блаженной. Это логика любви, которая выше
справедливости и здравомыслия и выше ума. Той любви, о которой говорил
апостол Павел: "Любовь не превозносится, не ищет своего…". "Если мы
сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?" -- так
рассуждает героиня Андерсена.
Было бы странно призывать женщин следовать ее примеру буквально -- из
сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Здесь не смирение, а именно
-- любовь.
Счастье дается любящим не как результат каких-то действий, а просто
так, даром. Такая любовь кажется нам простой и даже глуповатой.
Гоголевские старосветские помещики тоже существуют в состоянии тихого
трепетного умиления. Говорят банальные вещи, совершают обычные
действия, но живут как бы в коконе взаимной любви, они открыты,
беззащитны друг перед другом. Хотела бы современная женщина такого
итога своего брака, как в "Старосветских помещиках"? Возможно, далеко
не всякая согласилась бы коротать свои дни с человеком, все интересы
которого -- поесть-попить, мировыми событиями супруг не интересуется,
ничего увлекательного не рассказывает… А ведь эти помещики счастливы,
они принимают друг друга такими, какие они есть, и им этого хватает.
Можно сказать: делай то-то и получишь определенный результат, но нельзя
сказать: делай вот это и будешь счастлив. Так что в это андерсеновское
пространство любви маршрут у каждого свой. Кому-то приходится и лошадку
поменять на мешок гнилых яблок. "Правда -- хорошо, а счастье – лучше".
Дополняя друг друга
Собирая материалы для статьи, я заметила странную вещь. На одну и ту же
тему мужчины и женщины рассуждали совершенно по-разному, и женский
взгляд принципиально отличался от мужского. Можно сказать, что мужчины
сумели подняться над ситуацией и обобщить ее, в то время как женщины
сосредоточились на мелких, тактических деталях. Получается, что мужская
и женская точки зрения, дополняя друг друга, дают некий целостный
взгляд -- так две картинки в стереоскопическом бинокле создают ощущение
объема. Кстати, требования к женам, которые выдвигали мужчины,
оказались намного ниже, чем женские: женщины мечтали о том, чтобы муж
был главой семьи, за которым как за каменной стеной, помогал в
воспитании детей, но при этом оставлял женщине простор для творческого
роста, а мужчины просили всего лишь, чтобы жена не ворчала по пустякам
и не портила настроения. |
Аппликации Дмитрия ПЕТРОВА и Анны МАРКОВОЙ
Джерело публікації:
http://www.nsad.ru/index.php?issue=47§ion=7&article=976 |