Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой.
Мы расскажем читателям о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы.
1. Как возник чин Великого водоосвящения?
Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский (+202) называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан (+ок. 220) говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий (+379) вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви.
Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке.
Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.
В Баштанке освящены для
строящегося в центре города храма Николая Чудотворца шестигранный
купол, крест и шесть колоколов.
Колокола были завезены еще в 2008 году из Воронежа, а
купол и крест изготовлены из специального металла на одном из
предприятий города Днепропетровска.
Состоявшуюся накануне церемонию освящения
колоколов, креста и купола осуществил митрополит Николаевский и
Вознесенский Питирим. В церемонии приняли участие священники, прихожане,
жители города, руководители местных ветвей власти.
Установка креста и купола... ...
Десятиліттями мріяли жителі с. Піски
про відновлення православного храму, в якому понад 60 років був клуб. І
в 2000 році на сільському сході було вирішено розпочати роботи по
відновленню церкви. З великим ентузіазмом працювали жителі села на чолі
з нині покійним ієреєм Анатолієм, старостою Віктором Івановичем
Музиченком, теслярем Дмитром Наливаним. І на свято Покрови в 2000 році за
благословенням митрополита Миколаївського і Вознесенського Пітіріма та
тодішнього благочинного Анатолія Романюка церква запрацювала, але в
пристосованому приміщенні. Безгрошів’я, матеріальні труднощі не дали
можливості продовжити роботи по реконструкції храму.
9 серпня православний люд відзначив
день пам’яті святого великомученика і цілителя Пантелеймона.
Багатолюдно було в цей день у храмі, який освячений в ім’я цього Божого
угодника. Служба відправлялася за участю митрополита Миколаївського і
Вознесенського Пітіріма, якому співслужили священики баштанських
приходів та з інших районів області.
Великомученик Пантелеймон здавна
свято шанується в православній церкві, як небесний цілитель всіляких
хвороб. З юних років він почав навчатися лікарській майстерності і все
своє подальше життя присвятив служінню обездоленим, хворим, убогим і
злиденним. Коли він був підданий мукам за християнську віру, то Господь
через нього являв багато чудес. Найжорстокіші види тортур не могли
принести мученику ніякої шкоди. Тоді йому відсікли голову. відбулося це
в 305 році. З того часу християни щирими молитвами до святого
Пантелеймона зцілюються від найстрашніших недуг, як тілесних, так і
душевних.
В Вербное воскресенье, 12 апреля, у
Госпитальной церкви в память Александра Невского появился свой голос
или, если быть точными, голоса: в этот день были установлены 6
разноголосых колоколов, самый большой из которых весит 60 кг. Новые
колокола были освящены настоятелем церкви отцом Тарасием, а также
прошла служба, непосредственно приуроченная к празднику.
Как рассказал отец Тарасий, это только первая часть необходимых
церкви «голосов», появившихся в храме благодаря финансовой помощи
Тамары Саржевской («Агентство воздушных сообщений»), которая к Вербному
воскресенью была награждена орденом святой Великомученицы Варвары за
заслуги в возрождении храма. А планируется, что всего в Госпитальной
церкви будут звучать 11 колоколов – весом 100, 150, 290, 500 и 1260 кг.
Но когда они будут установлены, сказать не может никто, - на их покупку
нужны немалые средства.
В Одессу из Донецка прибыли мощи святого Николая Чудотворца,
одного из самых известных христианских святых, признаваемого как
православными, так и католиками.
Завтра
— Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа
Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать
экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского.
«Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а
говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после
Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо
знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень
страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь.
Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно
страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит
в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки.
Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не
знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из
божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:
— Хорошо умеешь,
— а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что
ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты
все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак.
А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и
не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя
учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько
погляди, должно быть.
— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!
—
И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько,
скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас —
загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый
Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не
обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, —
яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева
согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А
Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А
который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера
бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется
орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону
Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок
орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и
возьмут в училищу.
Когда человек приходит к вере, он нередко начинает говорить особыми
«церковными» фразами: вместо «спасибо» -- «спаси Господи», чуть что --
«Господи, помилуй» (очень часто совсем не к месту, получается не
молитва, а что-то вроде междометия); когда рассержен -- шипит:
«искушение»; на вопрос «как дела?» -- «вашими молитвами»; а когда ты
ешь -- желают «ангела за трапезой». Помогают ли благочестивые слова
настоящему благочестию, как церковную лексику совмещать с обыденной
жизнью, можно ли избежать здесь лицемерия -- мы попросили поделиться
своими мыслями об этом давно пришедших в Церковь людей, чья профессия
так или иначе связана со словом.
Где
должен находиться маленький христианин во время богослужения? Может ли
мама позволить своей дочке стоять на службе с куклой? А рисовать на
бумажках для записок или лепить человечков из огарков свечей? Подобными
вопросами нередко задаются родители. Настоятель храма св.
бессребреников Космы и Дамиана протоиерей Федор БОРОДИН, отец пятерых
детей, поделился своими мыслями на эту тему с корреспондентом «НС»
Софьей ПУЧКОВОЙ.
Подвизаемся индивидуально
Некоторые четырнадцатилетние подростки не могут выстоять и десяти
минут, а пятилетние дети порой стоят, как свечка, всю службу. Поэтому
место, где должен ребенок быть во время богослужения -- в притворе или
впереди, зависит не столько от его возраста, сколько от навыка молитвы.
Поскольку ребенку очень трудно сосредоточиться, если он не видит
никаких священнодействий, то, мне кажется, его место впереди -- там,
где все видно. Родители ребенка и духовник должны понять, сколько он
может выстоять на службе, и пускать его в храм именно на это время,
чтобы ребенок видел богослужение. Если ребенок еще не готов молиться,
потому что мал, или если он плачет или резвится, то, конечно, лучше
стоять с ним в притворе или у западной стены храма, чтобы не мешать
другим. Может быть, иногда лучше вообще не приводить ребенка на службу,
а дать ему выспаться, ведь дети очень устают от школы. Но уж если семья
приехала в храм, нужно быть на богослужении, а не просто гулять рядом.
Погулять можно после.....
Закінчилася свята Чотиридесятниця. Попереду -
Страсна седмиця, після якої нас чекає Світле Христове Воскресіння. В
останню перед Пасхою - шосту неділю Великого посту, Православна Церква
відзначає свято Входу Господнього до Єрусалиму.
Цей
день є особливо шанованим, оскільки ми згадуємо подію, яка
безпосередньо передувала стражданням Христа Спасителя та Його славному
воскресінню. Це був урочистий вхід Господа до Святого Міста.
Тоді
єрусалимляни, що багато вже чули про небувалі до того чудотворіння,
зцілення та проповідь, були найбільше вражені останньою подією, що
тарпилася напередодні. Мова йде воскрешення Лазаря - один із самих
сильних і хвилюючих моментів Євангельської історії. Здається, що ще
треба, щоб увірувати в Божественну всемогутність Христа Спасителя, Який
повернув до життя четвероденного покійника, з явними, осяжними для
всіх, ознаками розпаду його фізичного тіла!
Все
це набуло надзвичайного розголосу в народі і Христа, який входив в
Єрусалим, зустрічали з пальмовими гілками як царя, котрий повертався з
перемогою над смертю. Їх зрізали з дерев і кидали до ніг Господа.
Приуготовив
верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг.
Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему
недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние
души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний
образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого
поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной
литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского
богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится
литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб
изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается
пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно
Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема
Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы
соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен
простираться дневной пост.
Святая Четыредесятница и ее
богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное
воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за
вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего
прощения в храме.
Чин прощения совершается так: на солею выносят
и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель
творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно
произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа,
говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне,
грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего:
словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит
общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным
поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных,
и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все
священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на
аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его,
держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне,
прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у
причта и друг у друга.
Во время обряда прощения принято петь
«Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные
песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до
слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).
Небагато знайдеться в Україні храмів, де, без перебільшення, відчуваєш
присутність Бога. і магістральних шляхів і є "перлиною" нашого краю.
Пишаються нею мої земляки - Баштанці, пишаються Новобужани. З особливим трепетом відносяться до Пелагеївського монастиря і в центрі єпархії - місті Миколаєві.
Сьогодні, 21
жовтня, в монастирі відбулось святкове Богослужіння, адже у цей день
виповнилось 1500 років з дня пам'яті преподобної Пелагеї
(Антіохійської), імені якої присвячено один із престолів монастиря.
20 вересня хресним ходом з
Києво-Печерської лаври до Свято-Пантелеймонівської церкви, що у місті Баштанка
прибули ікона Святого Апостола Андрія
Первозванного та 29 часток святих мощей.