ВЕЛИКИЙ ПОСТ
| Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия) |
Приуготовив
верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг.
Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему
недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние
души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний
образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого
поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной
литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского
богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится
литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб
изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается
пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно
Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема
Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы
соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен
простираться дневной пост. Святая Четыредесятница и ее
богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное
воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за
вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего
прощения в храме. Чин прощения совершается так: на солею выносят
и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель
творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно
произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа,
говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне,
грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего:
словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит
общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным
поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных,
и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все
священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на
аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его,
держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне,
прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у
причта и друг у друга. Во время обряда прощения принято петь
«Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные
песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до
слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире). | Преподобный Ефрем Сирин |
Сообразно
с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать
ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники
египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы
и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных
стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой , уходили по
окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение
Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то
и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны
Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и
посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого
поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к
благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой
седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С
понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон
святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по
множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству
содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около
30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре
части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону
прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+
522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. В
понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник
в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя
Четыредесятницы», положенные в Требнике. | Феодор Тирон |
В
субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи,
явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306)
константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане
Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой,
явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо
(отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью
идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий)
совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по
заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. Во
многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный
богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он
введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле
(XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в
воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую
седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения
песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою»,
«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О
пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен
в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом
Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина
сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся
под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая
Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или
торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества
Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в
память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими
учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них –
иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту
Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия.
Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 –
846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую
Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот
день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит
в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах
после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине
храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и
воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных
постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и
кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с
сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к
такому внутреннему благодатному озарению. | Григорий Палама |
Православное
учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую
седмицу святого Григория Паламы , архиепископа Солунского, чудотворца
(XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как
защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама,
калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном
свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо,
например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал
возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими
духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе
в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном
Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете
Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на
Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения
посредством молитвы и поста. Церковная служба в честь святого
Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом
Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.). Третья
Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это
воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной
смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в
посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных
образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую
тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест
Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение
к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью,
приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти.
Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с
древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и
поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом
празднике Воскресения Христова . Кроме прославления Святого
Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении
четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость,
осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение. Начиная со
среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до
Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению
(крещению). | Иоанн Лествичник | В
богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий
пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна
Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем
творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения
человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли
к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по
числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное
служение роду человеческому.В четверг пятой седмицы на утрени
читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие
преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей
путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она
уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется
иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно
совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части:
одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона.
Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх
Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский , присланный от
патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор
(680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение
канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой
седмицы на утрени установлено на этом Соборе. | Андрей Критский и Мария Египетская |
В
среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных
стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого
канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют
окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В
четверг ради чтения Великого канона совершается литургия
Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не
великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой
Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой
Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. –
неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и
избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в
VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более
древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и
Благовещения Пречистой Богородицы . | Мария Египетская | В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую .В
песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней
следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и
Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым
достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать
немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию
Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и
воздержание со святостью и милосердием. В субботу шестой седмицы
– ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом
Лазаря , поэтому она называется Лазаревой субботой. | Воскрешение Лазаря | Воскрешением
Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих
учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении
умерших в день Суда Божия.Неделя ваий посвящена воспоминанию
торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и
Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 –
11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник
называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии
у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день
пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. | Прп. Иоанн Дамаскин |
Начало
праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник –
в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312),
оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как
свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма
торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на
этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский
, Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император
византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили
праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь. Праздник
Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не
имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней
предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение
всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и
тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим. В пятницу
седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в
одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше
Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети,
Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Джерело публікації:
http://www.pravoslavie.ru/news/070218214103 |