РОЖДЕНИЕ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ
(передруковано у скороченому варіанті з сайту СВЯТО-УСПЕНСКОЇ ПОЧАЇВСЬКОЇ ЛАВРИ, що за адресою: http://pochaev.org.ua/)
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества. "Много монастырей, - цитирует С.М. Соловьев одну из летописей, - поставлено от царей и бояр, на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением". Да и к той горстке монахов, что посвятили себя молитвенному деланию в лесах и пещерах горы Почаевской, еще никак не могло быть отнесено тогда слово "монастырь".
Пройдут века, прежде чем из первых, рассеянных здесь, пустынников возникнет крепкая монашеская община со своим уставом, когда вырастут храмы, и колокольный звон позовет людей на церковное Богослужение. Ибо сначала люди поодиночке собираются в лесах и пещерах, чтобы "поработать Господу", угодить Ему подвигом воздержания, умерщвления плоти, поста и молитвы, а также многими трудами рук своих. Таково начало многих знаменитых русских монастырей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева, Соловецкого, Кирилло-Белозерского и многих других. Труды прославленных и неведомых святых, небесное их заступничество кладут начало долгой и славной череде иноческих подвигов, видимым плодом которых становится со временем устроение общинной и организованной монашеской жизни.
Таким было и затерявшееся в веках начало монашеской жизни на горе Почаевской. Здесь, однако, оно было связано с конкретным и суровым событием - с татаро-монгольским нашествием, величайшим бедствием Древней Руси. По преданию (ибо никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
Первый год архимандритcтва Акиндинова в Киево-Печерской Лавре падает на 1219 год, так что по всей справедливости можно считать его главным руководителем Печерских отцов в течение целых пятнадцати лет, а отсюда, само собой разумеется, и ближайшим наставником тех из них, которые потом, спасаясь от монголов, нашли себе приют на горе Почаевской".
Из жизни преподобного Акиндина известно, что именно он поручил своему современнику и ученику, преподобному иноку Поликарпу заняться жизнеописанием святых через полтора века после преподобного Нестора-Летописца, ибо никто еще не составлял их.
Еще в более близкой и непосредственной связи с основателями обители Почаевской. помимо преподобных Акиндина и Поликарпа, должны были находиться священномученик Лукиан и преподобный Памво Печерские.
Митрополит Макарий, приводит старинное предание о том, что после нашествия Батыева многие иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, по дебрям и леса им, в уединенных пещерах, и только тайно сходились в один уцелевший от разорения придел Печерской церкви для совершения богослужения"". Обосноваться в самой разоренной Лавре после того, как дотла был выжжен златоглавый Киев, было уже невозможно.
Едва минула монгольская гроза, устроением своего края занялся галицкий князь Даниил Романович вместе с братом своим Васильком. Он восстанавливает разрушенные города, строит новые, обеспечив на два десятилетия земле своей мир, долгое время сдерживали натиск татаро-монгольских полчищ. Лишь однажды пришлось съездить ему к Батыю с традиционным уверением в покорности. Поэтому нет ничего невероятного в том, что на Волынь потянулись тогда уцелевшие русские иноки, приносившие с собой строгий аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Из Киева благословили они все русское монашество, и Почаев один из первых принял благословение их владеете с укладом, строем, характером затворнической иноческой жизни, столь родственной жизни Киево-Печерских иноков 9. Вот почему в честь этих великих святых освящена здесь и особая церковь. Эти святые стоят у самых истоков христианства на Руси, у корней его, привившихся в Киеве и питающих и Почаевский монастырь. В его храмах есть образы не только преподобных Антония и Феодосия Печерских, но и многих преподобных Киево-Печерской Лавры XIII века. Ибо из их среды, от их духа произошли и блаженные иноки, пришедшие на гору Почаевскую, первоначальную историю которой, по словам известного русского церковного писателя и паломника А. Н. Муравьева, следует искать "не на высоте скалы" ее, а в глубине ее пещер. Возможно, эти монахи и дали название новому месту - в память о речке Почайне, неподалеку от которой стоял некогда их монастырь.
Что же касается самой древней Волыни, то ее земля прославилась целым рядом известных святых. Таковы св. Ярослав Изяславич, князь Владимиро-Волынский (-|-1096); преподобный Стефан II, епископ Волынский (-|-1094); св.Амфилохий Печерский, епископ Владимиро-Волынский; преп. Никола Святоша, в миру Святослав Давидович, князь Луцкий (-|-1142); святой Андрей Юрьевич Боголюбский, бывший короткое время князем Пересопницким на Волыни (-|-1174), св. Петр, игумен ратненский, впоследствии митрополит Московский (-|-1326) и другие.
Особый интерес представляет фигура преподобного Мефодия, по преданию считающегося основателем монастыря. Преподобный Мефодий был Афонский монах, проживший в этих краях многие годы и скончавшийся в 1228 году в возрасте 137 лет. О преподобном Мефодии не сохранилось никаких письменных свидетельств, кроме народного почитания.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.
О чудесах Матери Божией, о долгой, "страдной" и славной истории Почаевского монастыря вы сможете прочитать на сайте СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ: http://pochaev.org.ua/