Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили,
что содержание кинофильма и индивидуальная манера режиссера может
"брать под контроль" мозговую активность зрителей, заставляя их
следовать за событиями на экране.
Как говорится в исследовании, опубликованном в
журнале Projections: The Journal for Movies and Mind, изучение
активности мозга зрителей во время просмотра фильма показало, что
некоторые фильмы вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей.
По мнению авторов статьи, их работа поможет создать
систему количественной нейрофизиологической оценки кинокартин, что
может быть полезным как киноиндустрии, так и для дальнейшего изучения
мозга человека.
Ученые использовали функциональную
магнитно-резонансную томографию для контроля активности мозга зрителей
во время просмотра фильма и один из типов корреляционного анализа для
выяснения степени сходства процессов в мозге.
"Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через
череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит
и к сходству в активности мозга - и высокой степени корреляции - у
большинства зрителей. Напротив, другие фильмы - намеренно или
ненамеренно - менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом
случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", -
говорится в статье.
В эксперименте исследователи показывали группе
добровольцев три фрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне
"Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах! ты
убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой
энтузиазм".
Результаты томографии показали, что сходство реакций
наблюдалось в неокортексе - отделе мозга, ответственном за восприятие,
однако степень этого сходства различалась в зависимости от фильма.
Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех
зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на
большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%)
наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой".
Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала - 18%.
"Наши данные показывают, что достижение плотного
контроля мозга зрителей во время фильма требует, в большинстве случаев,
намеренного выстраивания специфической конструкции сюжета с помощью
эстетических средств", - пишут авторы статьи.
"Тот факт, что Хичкок способен оркестровать реакции
мозга, "включая" и "выключая" в один и тот же момент у всех зрителей,
может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой
способности манипулировать сознанием людей", - говорится в статье.
Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что
отсутствие сходства в активности мозга не означает, что зрители не
следят за событиями на экране: "Измерение корреляции указывает только
на способность режиссера вызывать сходные реакции у зрителей".
"Сходство активности мозга у зрителей, или высокая
степень корреляции, может рассматриваться как знак того, что зрители
воспринимают фильм сходным образом. Различия в мозговой активности...
могут говорить о меньшей заинтересованности в поступающей информации
или же о том, что события на экране могут по-разному "обрабатываться",
- говорится в статье.
По мнению авторов исследования, их работа открывает
путь к слиянию двух столь разных дисциплин, как нейрофизиология и
изучение кинематографа, в единую науку - "нейрокинематографику"
("neurocinematic" studies).