Люди стали обманывать друг друга гораздо чаще,
чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни. Об этом
свидетельствуют результаты исследования международной компании GfK
Custom Research, которая провела опросы в 19 странах, включая Россию.
Эксперты объясняют желание обманывать выбором, стоящим перед людьми в
потребительском обществе: остаться честным неудачником или достичь
материального успеха любой ценой.
Больше половины опрошенных в 19 странах респондентов
убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том
числе при уплате налогов. Больше всего (71—74%) на это жалуются в
Греции, Венгрии и Турции, но отмечают также в Германии, Италии,
Португалии, Румынии. На рост обмана в «любви и отношениях», «школе и
университетах» эти страны указывают гораздо реже. Рейтинги сфер жизни,
подверженных обману, в Западной и Восточной Европе примерно одинаковы,
чего не скажешь о США: там жалуются на рост мошенничества во всех
сферах. Экспертов такой вывод не удивляет: североамериканские СМИ полны
сообщений об аферах. «Америка переживает сильный кризис духовности, —
комментирует директор Центра социальной политики Института экономики
РАН Евгений Гонтмахер. — Американцы чувствуют, что их общество
построено не так, как это нужно для будущего. Неудивительна
популярность Барака Обамы с лозунгами «Америке нужны перемены».
Статистика по России также отличается от среднеевропейской.
Системная работа налоговых органов, показательные «порки»
неплательщиков в казну сделали свое дело: лишь 39% россиян (против 53%
в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов
сейчас встречается чаще, чем десять лет назад. Об обмане в «любви и
отношениях» высказались всего 25% против 36% по Восточной Европе. «В
России значительную часть общества гложет бедность, — отмечает г-н
Гонтмахер, — Люди пока озадачены удовлетворением первичных
потребностей».
Возможно, поэтому 62% россиян указали на мошенничество,
происходящее в сфере бизнеса. Однако, порицая обман, люди остаются
частью общества и обманывают сами. «Радикальные нравственные перемены
сделали сознание россиян очень неустойчивым, — комментирует глава
Социологического центра Российской академии государственной службы
Владимир Бойков. — Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его
продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение
проблем».
Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом
обществе. «Все думают только о деньгах, — констатирует г-н Бойков. —
Именно поэтому люди могут позволить себе продать гнилой сыр и
контрафактную продукцию под видом настоящей». Тенденция роста обмана
глобальная, но в России, по мнению экспертов, она проявляется острее.
«Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами
человека, — говорит эксперт. — Врачи, учителя, которые должны быть
средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами».
«Мошенничество и обман сегодня встречаются чаще, чем десять лет назад?» ( респонденты, ответившие «да », %)
Источник: исследование GfK по обманам, GfK Custom Research 2008
ТАТЬЯНА ФРОЛОВСКАЯ