Червоненко: "Реконструкция Олимпийского должна стоить на миллиард дешевле"
Евгений Червоненко, фото газеты Сегодня
На посту главы нацагентства по Евро-2012 Евгений Червоненко пробыл 11 месяцев. Пять
дней назад его уволили и у него теперь нет никаких причин скрывать
реальное состояние дел с подготовкой к чемпионату. Об этом мы и
попросили его рассказать...
- Еще полгода назад говорилось о том, что для Евро-2012 нужны
кредиты и инвестиции. Но за это время пришел кризис, инвестиций нет и
кредиты требуют назад. Это конец проекта?
- А вам что нужно написать - хорошее или правду? Я спрашиваю потому,
что в эпоху кризиса те, кто хочет сохранить Евро-2012 для Украины,
обязаны говорить правду. А все, кто говорят, что кризис не влияет на
подготовку к чемпионату, врут. Я надеюсь, что Евро будет в Украине, но
мои надежды связаны только с частными деньгами. А во всем, что касается
бюджетных денег, которыми заправляет бюрократия, у нас просто ужас.
К примеру, днепропетровский аэропорт - никак не могут решить его
судьбу, хотя есть готовый инвестор с официальной гарантией первой
категории на 250 млн евро. И конкурс не хотят проводить. Второе: не
могут поделить подрядчика для львовского аэропорта - дерется Васюник
(первый вице-премьер. - Авт.) с конкурентами, и в очередной раз
перенесен тендер. Третье: абсолютно потерянный год для львовского
стадиона, и я уверен, что подрядчик, которого взяли сейчас без
конкурса, - я имею ввиду ИСД, - из-за проблем металлургии без денег
строить не будет.
Мэр Львова Садовой в корне ошибается считая, что самое надежное - это
государственный или коммунальный бюджет, который всегда будет. Но
государство не живет в космосе отдельно от экономики, потому бюджеты
будут проваливаться. Собственно, они уже проваливаются, только надо
иметь смелость не врать перед телекамерами. Тем более, у Львова и своих
проблем по горло - и дороги, и водоснабжение.
Ну, и четвертое - это просто верх цинизма, - то, что
подрядчиком для Олимпийского становится Киевгорстрой с непонятным
финансовым состоянием. Тут же на 700 млн гривен увеличена смета
реконструкции - и это в то время, когда цены на стройматериалы упали на
30-50 процентов. Это уже чистый дерибан, которым занимаются
люди, которые понимают, что они не доживут во власти до Евро-2012 и
потому спешат отдать деньги подрядчикам и получить с них все, что
полагается. Разве не аморально, если новый стадион с сумасшедшим парком
в Донецке стоит 1,2 млрд гривен, а в Киеве упрощенная реконструкция
будет стоить 2,2 млрд?!
Один чиновник мне откровенно сказал: "Червонец, у тебя
есть спортивная машина, и я хочу такую же". Я ему отвечаю: "Подожди,
брат, у меня 34 перелома, я был чемпионом Союза, профессионалом. Я на
свои первые деньги купил грузовики, годами что-то строил". А он
говорит: "А меня не волнует. Я годами лизал, чтобы подняться на эту позицию и теперь хочу быть не хуже тебя".
Вот так мы подходим к 2009-му. А 2009-й - это я заявляю официально, как
менеджер, - будет ключевым для процесса Евро. Потому что потом, даже
если на нас манна небесная свалится и мы будем купаться в деньгах,
времени на выполнение правительственных гарантий не останется.
А ведь мы сейчас уже могли строить! Обидно, что в феврале я привел $5
млрд кредита на дороги под "либор плюс ноль" (минимально возможная
5-процентная ставка кредита в этом году - Авт.), но Кабмин от них
отказался. Сейчас сумма в программе осталась, но под какие сумасшедшие
проценты их теперь дадут?! К тому же, глядя на дефицит нашего бюджета,
понимаешь, что Евро уже приоритетом не будет - оно просто не может
оказаться важнее голодных пенсионеров.
- Но сейчас кредиты вообще не дают, их забирают...
- Да, практически все нынешние зарубежные кредиторы Укравтодора требуют
свои деньги обратно. Я об этом еще летом предупреждал, и дело тут не
столько в кризисе, сколько в ситуации внутри Укравтодора. Хотя с
августа там... толковый руководитель из моей бывшей команды (Вадим
Гуржос. - Авт.), но и он не справится с наследством, которое получил.
- Не боитесь вот так хвалить человека? Его за такую характеристику и уволят сразу…
- Нет, он просто начинал со мной на госслужбе, когда я был министром
транспорта, а сейчас прекрасно работает с Тимошенко. Правда, не знаю,
поможет ли ему Кабмин. Единственный шанс на спасение - сделать эту
отрасль приоритетной, упростить разрешительную систему хотя бы по
объектам Евро. Чтобы получить "добро" на какой-то объект, у нас ведь
минимум год надо пробивать разрешение да еще чемодан денег за собой
таскать.
Мы все законопроекты подали еще в июне, и идея была такова, чтобы на
объектах Евро сделать революцию - упрощенную систему разрешения. Но на
нем в Кабмине наложили резолюцию: "Не годится".
Но как тогда вернуть доверие инвесторов? А его нет - после того, как
честный конкурс по Олимпийскому, выигранный Archasia, тупо отменили, и
после того, как я руками и ногами отпихивал Киевгорстрой, а сегодня его
опять пропихивают. Хотя вернуть это доверие можно элементарно: объявить
открытый - перед телекамерами - тендер с госгарантиями среди лучших
украинских строительных компаний, и при нынешней дешевизне материалов
вместо 2,2 млрд реконструкция будет на миллиард дешевле. Но как же
такое чиновники могут допустить, если время пребывания у власти
заканчивается?!
- И как с этим бороться?
- Думаю, все изменится со сменой правительства. Как менеджер я не вижу
перспективы, что этот Кабмин займется чем-то, кроме клятвенных обещаний
и ничегонеделания. А ведь если в благополучном 2008-м ничего не
сделали, то какие у меня могут быть надежды насчет 2009-го, который
обещает стать кризисным?!
- Но кто в кризисном 2009-м будет строить - при любом Кабмине?
- И после него останутся лидеры, которых называют первой пятеркой
олигархов, - они имеют запас прочности. Они уже построили стадионы и
достроят аэропорты. Я имею ввиду Ахметова, Коломойского, Ярославского,
Климова и Дыминского (правда, последнего отсекли и сейчас он уже вряд
ли будет инвестировать).
Но это не все. Когда экономика достигнет дна и появятся признаки хотя
бы стабилизации - а я думаю, что это будет в середине 2009-го, -
зарубежные инвесторы вернутся. Потому что недооцененный рынок страны с
46-миллионным населением никуда не денется. Наконец, я надеюсь, что
придет правительство, в которое не будут брать по цвету флага, а
наконец возьмут профессионалов - пусть неудобных, но таких, чье пожатие
руки будет важнее всех контрактов.
Просто надо подобрать людей, которые готовы дать подписку: "Или я
доведу проект до конца, получу за это $10 млн и Героя Украины, или
получу 10 лет тюрьмы". В частном бизнесе такие найдутся.
Джерело публікації:
http://football.ua/print/52744.html |