Краткое описание двадцати моделям велосипедов.
Кросс–кантри — самый популярный в мире вид соревнований по маунтинбайку, гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками.
Кросс–кантри – обширный класс велосипедов, включающих в себя большинство классических MTB–байков.
Основное предназначение велосипедов кросс–кантри – езда по пересеченной местности. Как и было сказано выше, они составляют основную массу горных велосипедов, как среди хардтейлов, так и среди двухподвесов. По своим характеристикам они являются самыми универсальными. Они одинаково хороши на подъеме и на спусках, подходят для грунтовых дорог и уличного асфальта, будут уместны в городском парке и на горном плато.
В следствии особенностей конструкции экстремальная езда на данной модели исключается.
Для кросс–кантри обычно используется велосипед с прочной и легкой рамой (алюминиевой или карбоновой, реже титановой и магниевой) Вес от 9 до 15 кг. Диаметр колёс: 26;27.5;29 дюймов. Комплектуется дисковыми или ободными тормозами.
Кросс — кантри подвес
Плюсы и минусы подвеса:
-Техническая сложность моделей, что означает большие затраты на их ремонт.
-Наличие заднего амортизатора делает байк более быстрым и управляемым на сложных трассах, в следствии лучшего сцепления колёса с грунтом.
-Комфортность байков высокого класса благодаря наличию двух амортизаторов: соответственно, амортизация будет на уровень выше. Сюда же стоит отнести и минимум вибраций, что положительно сказывается на здоровье байкера и его самочувствии.
-Частично усилия, направленные на педалирование, «гасятся» подвеской.
-БОльшая масса агрегата.
-Цена.
Даунхилл — это экстремальный спуск на велосипеде и довольно опасная гоночная дисциплина, суть которой заключается в преодолении скоростного участка (горы, холмы), как правило, это скоростной спуск с различными препятствиями – камнями, корнями деревьев, буграми и прохождением дистанции на время.
Особенности байка:
Усиленная рама – в даунхилле часто приходится прыгать, преодолевая сложные участки препятствий, поэтому даунхильная рама усилена во всех важных узлах велосипеда и выполненная с особой геометрией рамы. Материал из которого делают рамы для даунхилла – это алюминий, титан, углерод, иногда из нержавеющей стали. Следует понимать, что велосипед во время скоростного спуска испытывает довольно сильные нагрузки, потому важен запас прочности рамы двухподвес имеет широкий диапазон передней подвески до 200 мм – для смягчения ударов при езде. Задняя подвеска – для гашения и смягчения ударов, лучшего сцепления с дорогой, максимального комфорта при езде. Подвеска имеет ход 180–250 мм. Широкие усиленные обода – специальные крепкие обода диаметром 26 дюймов, как правило, тяжелые, устойчивы к ударам. Спицуют обода большим количеством спиц для большей надежности колес. Широкие покрышки – для максимального сцепления с покрытием местности, имеют агрессивный рисунок протектора. Широкий руль – для максимального контроля над байком. Гидравлические дисковые тормоза – для максимально эффективного и мощного торможения. Используется ротор 200 — 220 мм для максимальной надежности. Можно сказать, что от тормозов может зависеть жизнь велосипедиста, не зря же даун хилл.
Эндуро (Enduro), Трейл (Trail) и Олл–маунтин (All Mountain) — схожие стили катания, нечто среднее между кросс–кантри и лёгким фрирайдом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие прыжки. Несмотря на большую схожесть, треил, олл–маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро — термин, пришедший из мотоциклетного спорта, подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, как правило с секундомером. Олл–маунтин и треил — это скорее катание ради удовольствия, а не результата. Когда говорят об олл–маунтин, то как правило подразумевают катание именно в горах. А трейл вообще очень размытое понятие и это совсем не обязательно горы.
Почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Вилка и задний амортизатор как правило имеют функицю блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на относительно гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что полезно на подъёмах и опустить на спусках. Иногда используются хардтейлы. В целом очень универсальные байки.
Фрирайд бывает разным – классический фрирайд, норт–шор, дроппинг и др. Классический фрирайд – техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, опасные прыжки, крутые спуски. Норт–шор – это езда по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Дроппинг – прыжки с обрывов, карьеров. Фрирайд катают в основном не ради результата, а ради собственного удовольствия.
Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с большими ходами амортизаторов, широким рулём, коротким выносом, зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норд–шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Часто на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.
Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков.
Велосипеды используются практически такие же как и в дёрте. Главное отличие — более короткая база, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе (Сёрф или Мэнуал). Вилки как правило из стальных сплавов с добавлением хромо–молибдена (Cr–Mo или "хромоль"). Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банни–хоп, но требующие более техничного катания. Диаметр колёс – 26 и 24 дюйма.
Дёрт–джампинг – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учаться на трамплинах, где между вылетом и преземлением расположен "стол" — горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.
Используются лёгкие односкоростные хардтейлы, как правило на 26–ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля или всего велосипеда.
Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах.
Триальный велосипед лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 или 26 дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные тормоза, и всего одну скорость. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать на заднем колесе.
Гибрид — универсальное решение для любителей езды по настроению — сегодня километры по шоссе, а завтра — немного экстрима по пересеченной местности. Гибридный велосипед представляет собой плодотворней альянс MTB и шоссейника: облегченная, но прочная рама плюс геометрия, подходящая для эффективного катания по ровной дороге. Прибавляют баллы к показателю эффективности большие колеса, эргономичное седло, рассчитанно на длительные поездки.
Специально для тех, кто любит скорость, быстрый разгон и долгие покатушки по шоссе и городу, созданы гибридные велосипеды. Эти велосипеды сочетают в своей конструкции атрибуты горного и шоссейного велосипедов. Геометрию рамы, тонкие узкие покрышки, колёса с диаметром 28 дюймов гибрид унаследовал от шоссейного велосипеда. Такие технические особенности делают его среднюю скорость высокой, а разгон лёгким. От горного велосипеда, гибрид унаследовал прочную раму, большое количество передач и амортизационную вилку.
Шоссе́йный велосипе́д предназначен для скоростной езды по дорогам. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия.
Наиболее важные характеристики
шоссейного велосипеда: малый вес, высокая торсионная жесткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Именно поэтому при одном и том же размере рамы у шоссейного велосипеда несколько более короткое межосевое расстояние). При этом дистанция и скорость увеличиваются.
Самые лёгкие экземпляры весят менее 3.5 кг, что достигается применением передовых технологий и современных материалов, например карбона, алюминия, титана или магния.
На данный момент UCI ограничила минимальный вес велосипедов для официальных соревнований, он составляет 6.8 кг
Рама собирается из стальных труб, сваривается из алюминиевых или титановых труб или изготавливается цельной из карбона. В профессиональном велоспорте применяются почти исключительно карбоновые рамы, обладающие весом менее 1 кг.
Стандартный диаметр колеса 28 дюймов.
Покрышки шоссейного велосипеда очень лёгкие ( 160—300 г ) и узкие ( 18–23 мм ).
От других видов велосипедов отличается особой формой руля ( «бараньи рога»), позволяющей менять хват.
Обычно используются 2 звезды в системе спереди и до 11 звёзд в кассете заднего колеса, передаточные отношения низкие для езды на высокой скорости.
Большая звезда системы обычно имеет 50–56 зубцов,
Задняя кассета обычно 11/28т.
Циклокроссовый велосипед ( тж. «велокроссовый», «циклокроссер» ) — это велосипед, предназначенный для влокросса — гонок по пересеченной местности, включающих в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.
Циклокросс — это велосипед для быстрой езды по афальту и грунту. Внешне велосипед схож с шоссейным, но это лишь на первый взгляд. Циклокроссовые велосипеды в отличие от шоссейных имеют более широкие покрышки, большие зазоры между пером и покрышкой, иной конструктив тормозов, усиленные рамы, дублёры тормозных ручек на руле.
Главной особенностью велосипеда BMX является полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными.
Направления BMX:
Гонки ( англ.Race, также называют BMX Racing ) — Направление, в котором на грунтовой трассе проводятся соревнования на самое быстрое прохождение трека.
Flatland (англ. flat — плоская, land — поверхность, земля ) — Направление, которое ещё называют «танцы на велосипеде». Суть дисциплины заключается в том, чтобы исполнять различные трюки на плоской поверхности.
Bmx–vert (англ. сокр. Vertical — отвесный ) — Направление, в котором BMX’ер катается в U–образном строении(рампе).
Bmx–dirt (англ. Dirt — грязь, грунт ) — Направление, в котором идёт выполнение трюков на грунтовой трассе с высокими холмами.
Bmx–street (англ. улица ) — Направление, в котором идёт выполнение трюков в городских условиях с присущими городу препятствиями, например лестницами, гранями, перилами и т. д.
Фэтбайк — ригид на толстых покрышках.
Обладает повышенной проходимостью по различным типам рыхлых поверхностей, которые плохо или совсем не проходимы на других типах велосипедов, как то: снег, песок, высокотравье и т.п. При эксплуатации давление в камерах находится в пределах от 0.2 атм. до 2 атм. Ширина покрышек от 3,5 до 4,8 дюймов, ширина ободов от 65 до 100 мм. Именно низкое давление в камере является ключевым в этом типе велосипеда наряду с шириной покрышки
Для спортсменов, выступающих на фэт–байках, проводятся соревнования, например "Pugsley World Championships" (Чемпионат мира Pugsley) в г. Декора, штат Айова. Гонка проводится в феврале, на трассе покрытой снегом.
Дорожный велосипед (ситибайк) — велосипед, сконструированный для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности.
Как правило, конструкция такого велосипеда проста. Оборудован регулируемым рулем и большим мягким седлом, часто комплектуется багажником, крыльми, кожухом цепи и звонком. Амортизаторы отсутствуют, тормоза
зачастую ножные барабанные. Трансмиссия либо без переключателя скоростей, либо с интегрированной в заднюю втулку планетарной коробкой передач.
Дорожные велосипеды не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря.
Туринг предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие – широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Складные велосипеды бывают многоскоростными. Колеса, как правило, 20" или 24", есть даже 16"
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.
Недостатки всех складных велосипедов – плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.
Трековый велосипед — специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 28 '', хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Круизер — велосипед, предназначенный для городских прогулок. Отличается уникальным дизайном и конструкцией, низким количеством передач (от 1 до 8). Сегодня круизер выбирают любители комфортной городской и пригородной езды, а также аутентичного классического стиля.
Рама велосипеда сконструирована таким образом, чтобы обеспечить ездоку комфортную прямую посадку. Все аксессуары рассчитаны на максимальное удобство.
Велосипеды для триатлона представляют собой разновидность шоссейных моделей. Такие байки являются исключительно узкоспециальными и не подходят для туризма или велопрогулок. Профессиональные велосипеды для триатлона и гонок на время имеют значительные изменения в геометрии рамы, иногда различный диаметр колес, аэродинамический руль и лежак.
Вес велосипеда около 8кг.
Ашанбайк (ашанобайк, лентабайк, говнобайк, лохобайк, чермет, дроческоп и т. п.) — общий класс велосипедов, отличающихся крайне низким качеством, но при этом понтовым внешним видом. Основная страна–производитель — Китай. Внешне выглядит как велосипед, но это – всего лишь его частично работающий макет. Этот велосипед покупается вместе с мангалом и ведерком мяса при выезде компанией на шашлыки, где он и остается, целиком или по частям. Такие велосипеды не рекомендуется покупать даже детям – ездить на макете сложно и опасно.
Фикс. Велосипед с фиксированной передачей (англ. fixed–gear , сленг. глухарь, fix gear, fixie, фиксед, фикс ) — велосипед, у которого отсутствует свободный ход и постоянно крутятся педали, если крутится заднее колесо. Появились велосипеды благодаря трековым гонкам. На классическом трековом «фиксе» ручные тормоза отсутствуют, а для резкой остановки возможно «торможение скидом» (он же «скиддинг»), когда заднее колесо блокируется усилием сопротивления ног на педали, и велосипед идёт юзом. Некоторые велосипедисты всё же снабжают «фиксы» ручным тормозом.
Велосипеды ценят за предельную простоту и лёгкость конструкции, а как следствие — высокая надёжность и малая потребность в обслуживании. Из–за этих факторов велосипеды с фиксированной передачей применяются не только в профессиональном спорте: они зачастую используются для прогулок по городу, развлечения, поездок на работу; популярны среди велокурьеров.
Джерело публікації:
http://nnm.me/blogs/TansGef/lomaete-golovu-pri-vybore-velosipeda/ |