Когда-то японская электроника считалась лучшей в мире. Но сегодня многие потребители скорее отдадут предпочтение товарам Made in China, чем продукции японских компаний.
Японские корпорации больше не являются лидерами на рынке производства электроники. К примеру, компания Toshiba и вовсе вынуждена устроить распродажу активов, чтобы компенсировать потери от неудачного бизнеса, связанного с ядерной энергетикой. Сегодня Toshiba делает ставку на другие свои проекты, а не на производство техники.
А ведь еще в конце прошлого века японские компании формировали тренды на мировом рынке: Sony начала производить кассетные плееры Walkman, JVC придумала формат VHS, Toshiba первой создала ноутбук… В то время казалось, что доминирование японских компаний будет длиться вечно.
Но в действительности все оказалось иначе. Давайте посмотрим, что случилось с самыми известными японскими компаниями, которым пророчили успешное будущее, но в итоге они так и не оправдали надежд.
Panasonic
В мире о Panasonic впервые заговорили в 1960-х, когда компания Matsushita Electric Industrial подписала с брендом договор на производство телевизоров, которые она поставляла на глобальный рынок. Лишь в 2008 году Matsushita решилась на ребрендинг – с того времени корпорация носит название Panasonic Corporation.
Panasonic вместе с другими крупными производителями техники из Японии не выдержал конкуренции со стороны более изобретательных компаний из Кореи и Китая. В 2012 году на производстве телевизоров, цифровых фотоаппаратов и компьютеров корпорация потерпела убытки на сумму 853 млн долларов. Одна из главных причин такого положения дел заключается в том, что компания давно не предлагает инновационных решений.
В прошлом году Panasonic прекратила выпускать телевизоры. На данный момент компания сосредоточилась на B2B – продажах корпоративным клиентам. Этот сегмент приносит Panasonic около 70% выручки. Одним из главных направлений деятельности является производство солнечных батарей. Большинство производителей электромобилей, включая Toyota Prius и Tesla, используют технологические решения Panasonic.
Производство аудио- и видеотехники компания тоже почти полностью перевела в сегмент B2B. К примеру, Panasonic Avionics создает развлекательные системы для самолетов.
Однако в 2014 году Panasonic решила вернуть к жизни знаменитый бренд Technics, под которым в свое время производились проигрыватели виниловых пластинок и другая раритетная аудиотехника.
В период с 1953 по 2008 год Matsushita владела еще одним известным японским брендом – JVC. Эта компания запомнилась тем, что первой запустила массовое производство дешевых телевизоров и придумала формат VHS. Ее дела пошли на спад во второй половине 90-х. В 2009 году компанию приобрела корпорация Kenwood. Сейчас компания является убыточной: по результатам первых шести месяцев прошлого года JVC Kenwood принесла 56 млн долларов убытка.
Sharp
В 1960-х годах эта компания презентовала первый транзисторный калькулятор. Затем Sharp одной из первых занялась производством ЖК-калькуляторов, плоских телевизоров и телефонов с подключением к интернету.
В начале 2000-х компания сфокусировалась на двух направлениях: ЖК-панели и мобильная техника. Впрочем, первый сегмент потерял позиции после того, как Япония перешла на цифровое вещание. В производстве телефонов Sharp лидировала на локальном рынке до 2010 года, когда ее потеснили Apple и Samsung.
В 2015 году Sharp понесла убытки на сумму 2,7 млрд долларов, а в начале 2016 года руководители компании заявили, что согласны продать ее за 4,4 млрд долларов тайваньской Foxconn, которой на тот момент принадлежали 10% акций.
Foxconn долго не признавала возможность сделки, но все же выкупила Sharp за 3,5 млрд долларов. Сейчас тайваньская корпорация начали строительство завода по производству LCD-панелей в Гуанчжоу.
Sony
В течение нескольких десятилетий Sony носила такой же культовый статус, как сегодня Apple. Компания завоевала мир благодаря кинескопам Trinitron, кассетным плеерам Walkman и лэптопам Vaio. Ее девайсы считались самыми желанными в мире.
Компания продолжает создавать новые гаджеты, но львиную долю выручки ей приносят видеоигры, кинопроизводство и изготовление комплектующих. Sony перестала выпускать компьютеры, вскоре она откажется от производства смартфонов. Очень вероятно, что компания перестанет выпускать аудио- и видеотехнику.
Знаменитый бренд ПК Vaio в середине 90-х годов стал настоящей сенсацией рынка. Говорят, что сам Стив Джобс изъявил желание установить на эти компьютеры Mac OS. Но в 2014 году Sony продала подразделение компании Japan Industrial Partners. Новый владелец продолжает производство ноутбуков, но даже в Японии их доля не достигает 1%.
Бизнес Vaio рухнул из-за опасного сочетания дороговизны продукции и нехватки инноваций. Эти причины нанесли удар по другим устройствам Sony, в том числе смартфонам и телевизорам.
В 2016 году подразделение Sony Mobile планировало реализовать 19 млн смартфонов. Это маленькие цифры, если учесть, что Apple ежеквартально продает в 2 раза больше.
В кинопроизводстве, одной из ключевых ниш Sony, все также идет не совсем гладко. Компания будет вынуждена списать примерно 1 млрд долларов убытков от кинопроизводства.
Последние значительные премьеры – Angry Birds и продолжение «Охотников за привидениями» – фактически провалились в прокате. После этого руководителю Sony Entertainment пришлось покинуть свою должность.
Toshiba
В середине прошлого века Toshiba стала первым японским производителем цифровых вычислительных машин, микроволновых печей и телевизоров. В 80-х она запустила первое массовое производство лэптопов и на протяжении нескольких лет удерживала глобальное лидерство в этой нише. В 90-х компания придумала формат DVD и представила первые DVD-плееры.
Вследствие финансового кризиса 1997 года, который сказался на всех местных компаниях, Toshiba пришлось провести большую реорганизацию. В итоге были сокращены 6,5 тыс. сотрудников и несколько подразделений. Ключевое направление компании – производство ПК – за год уменьшило чистую прибыль на 89%. Помимо этого, Toshiba начала делать ошибки в процессе производства. К примеру, в 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках компания получила исков на общую сумму около 1 млрд долларов.
В 2000-х компания удерживала статус крупного производителя техники, но другие направления начинали играть все более важную роль. В 2006 года Toshiba за 4 млрд долларов купила 77% американской компании Westinghouse Electric, крупного производителя оборудования для атомных реакторов. Через 10 лет вложения в энергетику принесли японской компании сплошные проблемы.
Два года назад оказалось, что руководители корпорации в течение многих лет «подрисовывали» финансовые показатели. В результате они приписали себе 1,3 млрд недополученной прибыли.
Когда об убытках стало известно, Toshiba в 2016 году была вынуждена продать бизнес по производству медицинского оборудования и бытовой техники. Первое подразделение приобрела Canon, второе – китайская Midea.
В начале текущего года Toshiba приняла решение продать один из самых перспективных активов – производителя флеш-памяти NAND. В компании надеются, что это продажа позволит покрыть убытки на сумму 6,3 млрд долларов, которые Toshiba понесла от строительства АЭС в США.
Но это еще не все проблемы японской корпорации. В конце прошлого месяца выяснилось, что Toshiba рискует потерпеть миллиардные убытки из-за своего газового бизнеса в Техасе.
Джерело публікації:
http://hyser.com.ua/tehnology/pochemu-yaponskie-proizvoditeli-perestali-delat-kachestvennuyu-tehniku-174576 |