Сейчас, когда непосредственно церковному служению отдано почти 20 лет и
храм стал неотъемлемой, обязательной частью и будней, и праздников,
становится понятным, что прожитые годы имеют иную градацию.
Не десятилетиями или пятилетиями живет верующий человек и даже не
детством, отрочеством, молодостью и зрелостью. Иные вехи имеются –
храмы Божие. Те, от которых начинается особый отсчет. Ведь лета
духовные не совпадают с временами года и мера их возрастания, не
зависит от количества сорванных календарных листков…
Самым первым храмом моей жизни был кафедральный собор в
Ростове-на-Дону. Первым – с точки зрения сознательного стремления
сходить «в церковь» и понять, почему родные бабушки до сих пор
крестятся на темные иконы. Был и иной храм, где меня когда то окрестили
и даже причащали, но его в памяти не осталось.
Введению в ростовский собор Рождества Богородицы способствовало и то,
что в одну из отроческих суббот именно у этого храма меня впервые в
жизни «угостили» милицейской дубинкой.
Это были еще школьные годы, девятый класс. То время, когда родители уже
разрешали гулять с друзьями «до десяти». Весна, канун Пасхи.
Пожертвовав «Мелодиями зарубежной эстрады», которые всегда
транслировало телевидение в пасхальную ночь, решили мы все же пойти в
церковь. Нет, не молиться. Просто – «посмотреть».
Вокруг входа в собор, подковой, в полуметре друг от друга, стояли
курсанты речного училища, а за ними, по тротуарам и трамвайным рельсам,
группы молодых милиционеров. Курсанты пропускали «через себя» только
старушек. Все остальные должны были объясняться уже с милицией, которая
практически всех отправляла обратно, за оцепление.
Ростовский кафедральный собор находится на рыночной площади города.
Центр с парками и развлечениями – рядом. Недалеко и набережная – место
любимое и популярное. Ясно, что у оцепления тут же собралась
внушительная толпа молодежи, оживленно обсуждающая не столь частое
действо.
Нет, о Пасхе и Воскресении Христовом не говорили, просто тихонько
(громко в те года было не принято и боязно) обсуждали сам факт: «Почему
не пускают» и, естественно, вырабатывали планы, как «прорваться» в
церковь. Зачем «прорываться» в храм интересовало мало…
Придумали грандиозный план и мы. Недалеко от собора есть остановка, от
которой отправляются трамваи, проходящие сквозь оцепление как раз мимо
ворот храма. Открывать двери движущегося трамвая в те годы было
элементарно, поэтому мы и решили выскочить из вагона как раз напротив
церковной калитки и… бегом в храм.
Так и сделали. Но не рассчитали. Милиционеры оказались проворней. Тут-то мне дубинкой по шее и спине досталось…
Через неделю, в воскресенье, я поднялся очень рано, чем несказанно
удивил родителей. Еще больше они удивились, когда я затребовал у них
пятьдесят копеек, так как иду в церковь (для незнающих должно сказать,
что 50 копеек в те года было внушительной суммой даже для ростовского
подростка). Мать удивленно посмотрела на меня, отец хмыкнул, но
разборов не последовало и мне выделили полтинник.
В храме было тускло, таинственно и немного страшно. Непонятно откуда
слышалось стройное пение и отовсюду мерцали огоньки свечей. Я тоже
купил целых пять штук, по пять копеек каждую. Купил, отошел в сторонку
и стоял, не зная, что делать дальше. Откуда то взялась сердобольная
тетенька, которая, ненавязчиво объяснила куда свечки поставить и как
креститься. Затем она ошарашила меня вопросом:
- Вот скажи мне, молодой человек, Ленин был?
О том, что Владимир Ильич был, есть и будет, я с детского сада знал, но
вот тут как раз и засомневался. Ничего сказать не мог. Подобного
вопроса не могло ведь вообще существовать как такового.
Ошарашено смотрю на тетку и мочу. Она же, немного подождав, и видимо, по-своему, истолковав мое замешательство, добавила:
- Вот и Христос был.
(Понимаю, что данный апологетический изыск, ныне воспринимается с
улыбкой, но тогда он заставил меня зарыться в книги и, в конце концов,
добыть на пару дней Евангелие).
Не стоит и говорить, что я ничего не понял в той первой выслушанной
службе. В памяти остались лишь множественные «Господи, помилуй!», да
длинное песнопение, которое пели все окружающие.
Рядом со мной стоял мой сверстник и тоже пел. В такт со всеми и совершенно естественно, не стараясь. Просто пел.
Первая мысль насчет моего ровесника была не из лучших, типа: «А ты кто
такой?». Даже раздражение появилось, отчего он может вот так, без
старания, бравады и усилия, вместе со всеми, а я нет. Затем я его
«зауважал» и начал придумывать версии его биографии. Версии, наверное,
были сугубо диссидентского типа, так как «Голос Америки» и Би-би-си уже
успели к тому времени подпортить мое школьно-комсомольское
мировоззрение.
В конце службы вышел священник, с какой-то высокой чашкой, и начал
кормить длинную очередь. Была и у меня мысль, сходить попробовать, чем
там потчевают, но что-то не пустило. Внутри сказало: «Нельзя!».
Тут ко мне и подошла тетушка, учившая свечи ставить.
- Как тебя зовут, паренек?
- Саша.
- Александр, значит. Ну, пойдем.
И повела меня, в правую часть храма, за большую колонну, к окну, а там
показала на большую темную икону в большой раме и за стеклом.
- Смотри, это твой небесный покровитель.
- Кто? – не понял я.
- Святой Александр Невский. Князь благоверный – ответила тетушка и отошла.
Таких потрясений у меня в жизни немного было. Я смотрел на Александра
Невского о котором столько читал и, казалось бы, все о нем знал, с
изумлением и страхом. Он «святой» и в церкви его икона!
Именно тогда началось воссоединение прошлого, настоящего и будущего,
затем понимаемого, как «горнего» и «дольнего». В ту первую минуту
начала отсчета времени не по календарю, я бы уже не удивился, если бы
из-за храмовой глубины ко мне навстречу вышли Дмитрий Донской,
Александр Суворов, и даже с Кутузов с Наполеоном.
Христа пока я среди них не видел, да и не представлял.
Сейчас понятно, что Он рядом был, но вот готовности Его встретить у меня еще не было…
Протоиерей Александр АВДЮГИН