Cкончался великий певец Муслим Магомаев
Последние месяцы великого певца мучили сильные боли, он не раз
обращался за помощью к врачам. Время от времени Муслим Магометович
ложился в клинику на лечение, и как только ему становилось чуть лучше,
возвращался домой. Пребывание в больнице для кумира миллионов было
тягостным испытанием. Сегодня ночью сердце мэтра советской, азербайджанской и российской эстрады остановилось.
Рано утром в квартиру певца, что в Леонтьевском перулке в Москве,
срочно выехала бригада неотложной помощи. Однако спасти жизнь великому
певцу, поэту и композитору (мало кому известно, что Магомаев писал
музыку к кинолентам) все же не удалось...
- Позвонила жена певца Тамара Синявская и сказала, что мужу очень
плохо, - рассказали врачи неотложки. - Звонок был в 6.09, а уже в 6.11
мы были на месте. Магомаев находился без сознания. Все усилия, увы,
были напрасны.
В 6.49 25 октября 2008 года сердце непревзойденного баритона земерло навеки. Врачи констатировали смерть Магомаева.
Детство
Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима
Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его
возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни,
вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал
известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в
Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного
артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает
оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным
символом нашего искусства.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и
уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его
тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он
умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда
интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма,
слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и
композитором, и дирижером, и пианистом.
В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при
Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный
талант. Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний
Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский,
уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик
впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в
музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина,
мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском
драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала
музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений.
Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования.
Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной
литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы.
Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима
прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он
приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки
заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в
Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на
оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный
виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он
стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему
уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал,
как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали
даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт,
приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати,
когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском
цирюльнике".
Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его
настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в
музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным
концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима
неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней
Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене
филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И.
Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел
студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела,
поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев
навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым
делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.
Синявская
В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась
дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина
живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек.
Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и
картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили
прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима
Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.
Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО,
он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные
песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал
из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола
Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный
фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от
республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана
под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев.
Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской
армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций
культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим
положительным отзывам он предчувствовал успех.
В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах.
Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения
фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее
отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в
Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой:
"Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова
пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали
узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла
позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в
Азербайджанский театр оперы и балета.
Триумф
Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве
проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу
съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные
мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим,
проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло.
Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию
Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли
русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в
последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню
"Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла
слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на
итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В
ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно
аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на
русском языке.
В конце лета 1969 года в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль
эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса
певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день",
представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и
получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим
исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно,
но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две
награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил
традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса
певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в
качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.
В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович
познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был
какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой
живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал
завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием,
дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств
разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а
Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"...
Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она
понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара
Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии.
Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой
женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и
одно дело...
Музыка
Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки
записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а
также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и
мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады.
Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез"
(2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия
"Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное"
(2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале
имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века.
Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли,
мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев.
Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты"
(2005).
Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в
основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов
кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и
пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и
Самарканде. Двухсерийный фильм получился прекрасным - в нем все
изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия,
философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и
смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого
соотечественника.
В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра
имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к
спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню,
получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио.
Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил
Магомаеву написать музыку к спектаклю «Ярославна» по мотивам "Слова о
полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось
испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные
музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали
три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь
Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария
князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в
августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен
Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись
"Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.
Кумир
Муслима Магомаева любили все. В свое время Л. И. Брежнев с
удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после
своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в
праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения
долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК
компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже
был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма
с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался
помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.
Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в
которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий
успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени
"Муслим" раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики
и все старания ведущего, фамилия "Магомаев" безнадежно тонет в
восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже
одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего
искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его
исполнении - это всегда ожидаемое чудо".
М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного
Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал"
(2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской
культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004
году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности,
обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в
развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра
Великого. Является Кавалером ордена «Сердце Данко», присуждаемого за
выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.
Джерело публікації:
http://poleznosti-dlya-dela.nnm.ru/ckonchalsya_velikiiy_pevec_muslim_magomaev |