Первый случай угона самолета, который получил широкую огласку
случился в 1970 году. 15 октября отец и сын Бразинскасы захватили
самолет АН-24 и убив бортпроводницу, заставили пилотов сесть в Турции.
Сегодня я хочу рассказать вам еще о нескольких угонах самолётов в СССР.
Угон Ан-24
15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс
Батуми—Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров.
Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын
Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.
Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который,
кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет
и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили
смертью.
Стюардесса Надежда Курченко
19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но
была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно
наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.
Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.
— Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, —
рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в
1970-м были пассажирами злополучного рейса. — Я видел: у бандитов были
пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди.
(...) Самолёт кидало влево-вправо — летчики, наверное, надеялись, что
преступники не устоят на ногах.
Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин,
а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа
позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели
включить сигнал SOS.
Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.
Георгий Чахракия — Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня
парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь
второй пилот», — А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и
погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы — самим
погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека,
включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль
по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы
пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный
аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину,
предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение
пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.
В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно
выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки
решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство,
но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.
В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.
Захват Ту-134 в Уфе
20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту
города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили
в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе.
Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат»,
который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому
они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. Дезертиры
захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они
проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что
проехать его им не удастся.
Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они
стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним
«УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным
маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров
были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить
задуманное.
Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на
территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там
самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший
на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они
объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках
у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и
76 пассажиров.
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за
границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое
к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что
их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить
жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические
препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших
дозах.
Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени
наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил
выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При
штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал.
Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи.
Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта
заняла не более шести секунд.
По делу были арестованы шесть человек, в том числе Коновал,
Ягмурджи и четверо солдат за укрывательство преступления. Военный
трибунал приговорил оставшегося без одной ноги Сергея Ягмурджи к высшей
мере наказания — расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в
захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Остальные четверо были приговорены к различным срокам лишения свободы от 2 до 6 лет.
Угон истребителя МиГ-29 в Турцию
В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по
приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве
лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение
сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех
специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза
снотворного.
В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и
на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из
товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу,
выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку,
когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью
готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них.
После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие
самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не
сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по
обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили
политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули
самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США.
Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции
«Буря в пустыне».
На память о «Буре в пустыне»: американские военные летчики Ник
Монгилло и Чак МакГилл со своим главным тактическим консультантом
Зуевым.
Угон Миг-25
6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал
перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил
политическое убежище в США
Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для
выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в
аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями
было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического
убежища. 9 сентября он был вывезен в США.
Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не
являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы
говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская
никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование
учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета.
Вывод был однозначен — посадка на территории вражеского
государства была умышленной. Сам Беленко оказался без ума от жизни в
Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что
продавались у него на Родине.
Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега,
морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб
оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю
аппаратуру системы распознавания "свой-чужой".
Семья Овечкиных
8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский
самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь
Симеонов», их матери и сестер.
Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в
Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом
деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской
области.
Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета
увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они
расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в
самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив
покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб
только один из братьев.
Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего
застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга
Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в
живых членами семьи — Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они
по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга
была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6
лет лишения свободы, Игорю — 8 лет (они отбыли лишь по половине своих
сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении
родила дочь.
Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до
захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала.
Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что
у неё было трое собственных детей.
В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят
художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц
(вместо Овечкиных — Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» —
«Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства
захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет
отдалённое отношение к реальности.
Овечкиным фильм не понравился.
Угон самолета Ту-154 в Пакистан
19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154
заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри.
Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.
15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через
пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно».
Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал
бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок
хозяйственного мыла.
Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.
Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы
потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт
улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте.
Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться
властям и остаться в СССР.
20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11
террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После
посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их
осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два
заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара.
В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение.
Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было
отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь
50-летия независимости Пакистана.
Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были
выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор — 15 лет
лишения свободы.
|