Молоко перестает быть общедоступным
Олег Музыченко, "Коментарии" // 28.09.2007 10:46
Цены на молоко и молокопродукты в Украине приближаются к европейскому
уровню. До конца года, по мнению экспертов, они поднимутся еще как минимум на
20–25%
Подорожание товаров молочной группы — молока и молокопродуктов на внутреннем
рынке, начавшееся еще летом нынешнего года — продолжается. По словам экспертов
рынка, нынешние тенденции меньше всего связаны с политической ситуацией в стране
и тем более с происками «спекулянтов», поскольку аналогичным образом события
развиваются как на рынках соседних стран, так и в Европе. Кроме того, на рост
цен существенное влияние оказывают внутренние факторы, среди которых
производители выделяют следующие: поголовье коров молочного стада в Украине
по-прежнему сокращается (почти на 9% по сравнению с 2006 годом — до 3,3 млн.
голов), что сказывается на снижении объемов производства молока и его дефицита.
При этом затраты на его производство растут по причине повышения цен на зерно,
комбикорма, электроэнергию и топливо. Таким образом, себестоимость молока по
сравнению с прошлым годом увеличилась как минимум в полтора раза, и с начала
лета закупочные цены на него повышались ежемесячно в среднем на
5%.
Россия потребляет примерно 650 тыс. т твердых сыров
ежегодно, при этом примерно 40% потребления составляют импортные поставки, в том
числе и из Украины. По мнению экспертов, несмотря на существенную поддержку
российского АПК и внедрение специальных программ развития, полностью
удовлетворить внутренние потребности государства в сыре российские производители
не смогут еще в ближайшие пять-семь лет, а то и больше. Поэтому для украинских
молочников-сыроделов российский рынок остается наиболее
перспективным.
В дополнение ко всему,
сокращение валового производства зерна в результате летней засухи, что, по
мнению операторов молочного рынка, уже в ближайшей перспективе должно было
привести к удорожанию комбикормовой продукции на фоне сокращения предложения
сырья, подтолкнуло их к еще более резкому повышению цен на свою продукцию.
Вопреки традиционному сезонному снижению закупочных цен на сырое молоко, которое
обычно наблюдается в летние месяцы (ввиду существенного увеличения его
предложения), в середине лета молокоперерабатывающие предприятия закупали у
специализированных сельскохозяйственных производителей молоко высшего и первого
сорта по средней цене 1,6–1,7 грн./л, а у населения — по 1–1,3 грн./л.
Правда, на этом всеобщее подорожание не прекратилось: в течение
августа-сентября закупочные цены на молоко повысились в среднем еще на 20%, что
неизменно привело к удорожанию конечной продукции — молокопродуктов — на 15–20%.
Первыми стали поднимать свои оптово-отпускные цены крупные игроки молочного
рынка, но вскоре за ними потянулись средние и мелкие производители. Что
говорить, если самое дешевое молоко в пленочной упаковке в розничной сетевой
торговле в сентябре перевалило за уровень 3 грн./л. И это еще не предел —
эксперты утверждают, что молокопродукты будут дорожать и дальше. В настоящее
время закупочные цены на сырое молоко у специализированных хозяйств достигли
небывалого уровня — в среднем 2,2–2,3 грн./л (в некоторых регионах они еще выше
— 2,5–2,7 грн./л). А у населения переработчики готовы принимать молоко по 1,8–2
грн./л. Самые высокие закупочные цены наблюдаются в южных и центральных регионах
страны, тогда как на западе и севере страны они несколько ниже.
По словам аналитиков, подобная ситуация сложилась под воздействием нескольких
факторов. В первую очередь это существенное сокращение предложения на внутреннем
рынке сырого молока для переработки при ежегодно растущем потребительском спросе
на молокопродукты, что привело к увеличению конкуренции.
Во-вторых, рост цен на сырое молоко в странах ЕС (с 0,2–0,25 до 0,35–0,4
евроцента за литр) и отмена субсидий при экспорте европейских молокопродуктов
привели к сокращению их поставок на внешний рынок, включая Россию. Особенно этот
момент важен для украинских экспортеров молочной продукции, которые два года
практически не имели доступа на российский рынок из-за введенного в январе 2006
года запрета на поставки мясо-молочной продукции из Украины. Открывшиеся
возможности для украинского экспорта способствуют активизации компаний в
наращивании объемов поставок продукции, что, собственно, и происходит сейчас. В
борьбе за сырье молокопроизводители, которым российские власти разрешили ввоз
продукции, готовы повышать свои закупочные цены на сырое молоко. Правда,
количество таких компаний небольшое и экспортировать в Россию они могут только
твердые сыры, сухое и цельное обезжиренное молоко. Остальные молокопродукты (вся
цельномолочная продукция, йогурты, сметана, сырки, сливочное масло и так далее),
согласно письму Россельхознадзора от 15 июля прошлого года, по-прежнему не может
поставляться на российский рынок. Причем под запрет попала даже сухая сыворотка,
которая не относится к цельномолочной продукции. Кроме того, из ста
предприятий-экспортеров, которые до 2006 года поставляли свою продукцию в
Россию, сегодня наберется не более десятка, хотя, по официальной информации,
инспекторы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ
проверили 23 украинских молочных предприятия. Сейчас свою продукцию (в основном
это твердые сыры) отгружают восемь фирм: ЗАО «Гадячсыр», ЗАО «Пирятинский
сырзавод» (оба — Полтавская область), Балтский молочноконсервный комбинат
(Одесская область), ОАО «Менский сыр» (Черниговская, Полтавская области), ЗАО
«Хмельницкая маслосырбаза» (Хмельницкая область), ОАО «Роменский молочный
комбинат», ОАО «Шосткинский гормолкомбинат» (оба — Сумская область) и ОАО
«Каневский маслосырзавод» (Черкасская область). Причем молочники из Шостки и
Канева получили разрешение совсем недавно. А вот информация о возможности
экспорта с 17 сентября для продукции Новоград-Волынского сыркомбината (Волынская
область) пока официально не подтвердилась. Хотя операторы уверены, что поставки
вот-вот начнутся.
По мнению экспертов, возникшие перспективы на рынке сыров в России, которая
импортирует до 40% продукции от объема потребления, конкуренция на украинском
рынке в условиях дефицита сырья будет только увеличиваться, что повлечет за
собой дальнейший рост цен на сырье, а впоследствии и на готовую молокопродукцию.
Согласно прогнозам, до конца года закупочные цены на сырье увеличатся еще
примерно на 20–25%. Причем правительству довольно сложно будет урегулировать
ситуацию на данном рынке, в частности, зафиксировать цены на определенном уровне
путем подписания соответствующего меморандума с молочниками (как это делалось на
рынке мяса, зерна, подсолнечного масла), поскольку в таком случае отечественная
продукция может просто-напросто исчезнуть с прилавков магазинов. А ее место
займут белорусские и российские молокопродукты.
Василий Винтоняк, директор ООО «Инфагро» |
— За последних два месяца на 20% повысились отпускные цены на
кисломолочные продукты — сметану, молоко, кефир. Хотя происходило это не
одновременно во всех регионах. Все началось с крупных компаний, а уже потом к их
ценовому уровню стали подтягиваться и другие производители. При этом замечу, что
повысились не только оптово-отпускные цены, но и торговля в свою очередь не
снизила свои торговые надбавки, не желая терять прибыль. Еще некоторое время
цены на молочные продукты будут повышаться, но на определенном этапе операторы
рынка все же «остепенятся», поскольку наш потребитель вряд ли будет готов
покупать даже самое дешевое молоко в пленке по цене 3,6–3,8 грн./л и выше. В
противном случае может существенно снизиться спрос на эти продукты, которые не
относятся к товарам длительного хранения. Производителям просто некуда будет
деваться, и они будут вынуждены стабилизировать цены и удерживать их на
определенном уровне. Снижать цены они не будут, но рост цен прекратится.
Конечно, при дефиците молокосырья увеличится использование немолочных
ингредиентов в производстве молокопродуктов — это всевозможные растительные
заменители молока и молочных жиров, которые украинские переработчики, к слову
сказать, и не прекращали использовать. Правда, и натуральные заменители
подорожали, поэтому особенно производителю нет как разогнаться. Они будут
удешевлять продукцию, на сколько смогут, но тут будет уже главным образом играть
роль не столько нехватка сырья, сколько себестоимость продукта, который
получается на выходе. Конечно, будут удешевлять за счет использования более
дешевых ингредиентов. Удержаться на рынке на фоне всеобщего роста цен смогут те,
у кого будет более дешевый товар. Украинские переработчики давно научились
делать «масляное масло», такую же сметану, сгущенное молоко. Практически уже
никто не делает сметану без применения модифицированных крахмалов и заменителей
молочных жиров. Кто-то пишет на упаковке об использовании ингредиентов, которых
в принципе не должно быть в сметане, кто-то скрывает от потребителя информацию о
том, из чего сделан продукт. Кондитеры, мороженщики массово используют
сыворотку, заменяя ею молоко. Они уже почти забыли, что такое натуральное
молочное сырье. Раньше сыворотку, которая получается в процессе производства
сыров, выливали. Сегодня ее сушат, смешивают с соевыми белками, добавляют
заменители молочного жира, которыми выступают различные растительные масла и
даже дезодорированные рыбные жиры — а на выходе получают… «сгущенку». При этом
на упаковке пишут, что произведено не по ГОСТу, а по ТУ. Большая часть
фасованного масла, которое продается сегодня в рознице под всякими
специфическими названиями, как минимум на 50–60% состоит не из молочного жира, а
к примеру, пальмового масла. То есть такое масло только условно можно назвать
сливочным. |
Другие материалы по теме
Джерело публікації:
http://proapk.com.ua/apk/2007/09/28/104636.html |